Стратегия, тактика и политика
Стратегия и тактика, политика, в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.
В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1]. А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [2].
Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.
Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.
Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.
Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.
Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.
На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).
Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.
Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.
Список литературы.
1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.