О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
13.12.2012

Стратегия, тактика и политика

Стратегия и тактика, политика,  в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.
 
В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1]. А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [2].
 
Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.
 
Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.
 
Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.
 
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.
 
Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.
 
Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.
 
На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).
 
Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.
 
Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.
 
Список литературы.
 
1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегия, тактика и политика"Стр. <<   1 2

28.03.2021 9:19  Елена

Кратко: как соотносятся понятия тактика стратегия и политика?

28.03.2021 13:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Понятие "стратегия" - это самое общее понятие. Стратегия включает:
  • Взаимоувязанную систему принятых целей подчиненных главной долгосрочной цели предприятия. Эти цели имеют разные горизонты планирования, при этом чем более долгосрочны цели, тем выше неопределенность внутренних и внешних условий их достижения.
  • Политики достижения целей (принципы и нормы деятельности).
  • Программы деятельности.
  • Тактика - это политики и планы достижения самых краткосрочных достаточно очевидных целей, неопределенность условий достижения которых минимальна.


Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегия, тактика и политика", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 375                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021