О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
13.12.2012

Стратегия, тактика и политика

Стратегия и тактика, политика,  в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.
 
В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1]. А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [2].
 
Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.
 
Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.
 
Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.
 
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.
 
Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.
 
Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.
 
На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).
 
Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.
 
Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.
 
Список литературы.
 
1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегия, тактика и политика"

15.08.2013 13:31  Falcon

Цитата:
При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений

Спасибо за грамотный текст, только я не понял, а у структурных подразделений, что не может быть долгосрочной стратегии?


15.08.2013 16:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Здесь вопрос долгосроности относительный. Горизонт планирования сокращается при снижении уровня иерархии. Для гендиректора дальняя перспектива - это три-пять лет, для директора по производству - год, для начальника цеха - квартал, для мастера - максимум месяц, для рабочего - это может быть и один день.

Стратегия есть у всех, но ее временной горизонт разный.
Цитата:
Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения
Только в литературе стратегию на нижних уровнях чаще называют тактикой.


26.03.2014 11:33  Ник

Кем разрабатывается тактика организации?

26.03.2014 16:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Здесь надо разделять общие тактические принципы (политики), и решение конкретных тактических задач.
Общие тактические принципы разрабатываются на высшем уровне, с привлечением нижних уровней. А тактика решения конкретных задач, в рамках принятых общих принципов, разрабатывается на нижних уровнях.


19.05.2015 19:09  Елизавета

Стратегия и политика: подходы менеджмента к разработке и реализации

19.05.2015 22:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия включает принятые цели деятельности, политики (принципы и нормы) достижения целей, и программы деятельности по практическому достижению целей (Джеймс Куинн).
Подход к разработке стратегии включает:
  1. Разработка системы частных стратегических целей компании, обеспечивающих достижение цели, поставленной перед компанией и постановка их перед менеджерами компании. 
  2. Определение политик достижения частных стратегических целей (в рамках заданных политик компании).
  3. Определение программ деятельности по достижению стратегических целей.
И это последовательно разрабатываемая иерархическая система: стратегия компании, стратегия подразделений верхнего уровня, стратегия подразделений нижних уровней иерархии, тактические (операционные) цели нижнего уровня.

Реализация стратегии идет снизу вверх: достигнутые тактические цели нижнего уровня складываются в стратегические результвты более высоких уровней и в результат компании.

03.05.2016 18:59  Иосиф

Почему стратегическое управление нельзя делегировать?


03.05.2016 20:35  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегическое управление, как и стратегия, имеет несколько уровней. Высший уровень - это определение стратегических целей компании по основным направлениям: производство и реализация, разработка новой продукции, развитие средств производства, и т.д. и выделение ресурсов под эти направления. Целей, обеспечивающих достижение компанией заданных социально-экономических целей. И управление достижением этих стратегических целей.
Понятно, что данный уровень стратегии и стратегического управления - прерогатива высшего руководства и его нельзя делегировать на нижние уровни (иначе каждое подразделение нижнего уровня будет "тянуть одеяло на себя" стараясь получить наименьшие цели с наибольшими ресурсами).
Однако стратегии достижения заданных конкретных предметных целей с выделенными ресурсами целесообразно делегировать на нижние уровни. На это у высшего руководства не будет ни времени, ни конкретных знаний ситуации нижних уровней.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стратегия, тактика и политика", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020