Стратегия и стратегическое управление. Стоит ли игра свеч.
Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики [Джеймс Брайан Куинн. «Стратегия перемен»].
Отсюда четко видно, каждый из нас ведет стратегическое управление своей деятельностью. Все мы намечаем цели, все мы имеем свои принципы (политики), намечаем последовательность основных действий по достижению поставленной цели, не противоречащие нашим принципам.
Аналогично, свою стратегию выстраивает и любой руководитель предприятия. Здесь только три вопроса:
- Уровень стратегии, т.е. ставятся ли глобальные цели предприятия, или только второстепенные частные.
- Методология разработки стратегии, ведь в общем виде она не сформулирована.
- Документирование стратегии.
Уровень стратегии
Если, например, предприятие ставит цель вывода на рынок нового продукта, то это достаточно крупная, но частная цель. Цель предприятия в целом обычно двойственна по природе. Это получение экономического эффекта с одной стороны, и исполнение предприятием своей миссии перед обществом. Ведь если предприятие не будет нужно обществу, то от кого оно получит экономический эффект.
Однако нет прямого пути, показывающего как найти программы достижения этой глобальной цели. Имеется только окольный путь: определить видение предприятия, которое сможет достичь поставленные цели, и, на основания этого видения найти серию частных стратегических целей, достижение которых и приведет к практической реализации видения. Ну и разработать программы достижения этих частных целей с учетом принятых политик и имеющихся ресурсов.
Методология разработки стратегии
Собственно мы уже коснулись общей методологии разработки стратегии, но есть и другие, которые мы считаем неэффективными. Это методология определения частных стратегических целей непосредственно из цели и миссии предприятия, а затем разработка программ их достижения.
Видение предприятия это довольно неопределенное понятие. Мы предлагаем рассматривать видение предприятия как видение продукции предприятия (продукции, которая будет востребована обществом) и видение инфраструктуры создания и продвижения этой продукции. Причем, как в ближней, так и в дальней перспективе. Т.е. мы получаем матрицу видения размерностью 2 на 2. Подробнее можно ознакомиться с этой матрицей в следующих статьях
«Цель предприятия и стратегия ее достижения»,
Стратегическое видение и стратегия предприятия.
Документирование стратегии
Это тоже очень важный вопрос. И он даже не только в том, что все программы, если их не документировать, забывается, а в том, что стратегия – это постоянный процесс – стратегическое управление. Постоянно меняется и внутренняя обстановка предприятия, и внешняя конкурентная среда, приходится вновь и вновь корректировать стратегию: программы деятельности, а то и частные стратегические цели, видение предприятия. При этом, если не знать, из каких предпосылок они получены, то эффективная коррекция их будет практически невозможным делом.
Такое документирование позволяют провести стратегические карты, которые фиксируют каждую частную цель, политики ее достижения, программы, которые были осуществлены для достижения каждой частной цели. При этом коррекция стратегии будет достаточно ясной и прозрачной.
Подробнее со стратегическими картами также можно ознакомиться в приведенных выше статьях.
Как вести управление предприятием, какую выбрать методологию, документировать ли процессы разработки стратегии, это дело каждого руководителя предприятия. Для того, что бы поставить его на нужный высокий уровень для получения максимальной эффективности деятельности, конечно, требуется время руководителя предприятия, время всех управляющих, определенные специальные знания (или привлечение консультантов). И вопрос, стоит ли игра свеч, решает каждый руководитель.
Но из нашего опыта, опыта предприятий, на которых с нашей помощью была реализована система стратегического управления, эффект от ее внедрения стоит потраченных усилий.