Основы стратегического менеджмента
Основа любой стратегии – поставленная цель. Поставлена цель – разрабатывается стратегия ее достижения. Нет цели, нет и стратегии. Есть цель, поставленная перед предприятием – можно разрабатывать стратегию предприятия по ее достижению и проводить стратегическое управление предприятием. Нет цели, поставленной перед предприятием, нет и стратегии предприятия, невозможно говорить и о стратегическом менеджменте.
Однако цель предприятия, на базе которой можно разрабатывать стратегию и проводить в жизнь стратегическое управление, самый сложный вопрос стратегического менеджмента, сродни нахождению «философского камня» .
«Оживленные дискуссии, которые ведутся сегодня о целях менеджмента на предприятии, в основном сводятся к поиску одной единственной правильной цели. Однако этот поиск не только может оказаться бесполезным, как поиски философского камня, но и причинить вред или направить усилия менеджмента по ложному пути.
Например, уделяя внимание увеличению прибыли, менеджеры рискуют поставить под угрозу выживание всего предприятия. Ради получения сиюминутной прибыли они могут разрушить будущее всего бизнеса. Ради текущего увеличения прибыли они склонны недооценивать научные исследования, продвижение и другие инвестиции, которые можно отложить на будущее. Но прежде всего, они избегают любых капитальных затрат, которые могут увеличить базовый вложенный капитал, по отношению к которому и измеряется прибыль; следствие – опасное устаревание оборудования. Иными словами, они руководствуются наихудшими методами управления» [1].
Но даже если мы и сформулируем цель предприятия, то: «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [2].
В менеджменте для достижения любой поставленной цели найдется бесконечное множество путей, и анализ путей, выбор оптимального, самого эффективного пути, возможен, только если сократить число путей до обозримой величины. «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [3].
Таким образом, для определения стратегии предприятия и осуществлении стратегического управления (стратегического менеджмента) необходимы:
1. Цель предприятия.
2. Политики, ограничивающие поле деятельности.
Зная цель и политики, можно найти и
3. Программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики.
Однако в современном менеджменте вопросы определения целей и политик еще не решены в общем виде, даже на уровне концепций. Имеются только частные концепции, основанные на частных стратегических целях, например, управления по целям Питера Друкера (MBO) и сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (BSC).
[1] Питер Друкер. Практика менеджмента.
[2] Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.
[3] Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001, - 688 с.