О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(174)Гайд по организации и управлению предприятием

Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Организационная культура

25.03.2015
4. Организационная культура и постановка максимально достижимой цели
 
Цель, которую ставит предприятию собственник, внешняя для предприятия и его стратегии, она не является частью последней, однако входит в стратегию собственника, при этом стратегия предприятия является частью стратегии собственника, который может иметь несколько предприятий. Он ставит им цели, определяет принципы деятельности, распределяет между ними имеющиеся ограниченные ресурсы.
 
Поставленные собственником цели, принципы деятельности его предприятий и выделенные им ресурсы — это основной элемент стратегии собственника. Однако в одиночку он, не зная деталей деятельности предприятия, вряд ли сможет поставить их правильно. В то же время, если он просто спустит этот вопрос наемному руководителю, последний может поставить цели ниже и проще — их достижение легче обеспечить. Как говорил Белинский, без интереса нет цели, без цели нет деятельности. У собственника интерес есть — прибыль и рыночная стоимость предприятия, которые растут при достижении более высоких целей. Аналогично интерес должен быть
и у руководителя предприятия, и у топ-менеджеров, и у прочих руководителей. Тогда и они будут
ставить максимально достижимые цели себе самим и своим подчиненным, а те будут стремиться к их достижению.
 
Собственно, на это указал еще Ч. Бэбидж — он сформулировал принципы системы оплаты, гармонизирующей интересы рабочих и предпринимателей, которые не будут различаться, если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия и рабочий будет получать максимальную долю прибыли от применения любого усовершенствования, которое он придумал [9]. При этом, как он отмечал:
  1. каждый рабочий непосредственно заинтересован в процветании фирмы;
  2. работника стимулируют к сокращению потерь и устранению ошибок менеджмента;
  3. улучшается деятельность всех подразделений организации;
  4. только рабочие с высокой квалификацией и моралью «выживают» в такой системе.
В настоящее время эти положения нашли отражение и в английской системе договоров о производительности, и в системе Скэнлона,
и в некоторых других [10–13].
 
Можно сделать вывод: необходимо у всех руководителей и рядовых сотрудников создать интерес к постановке высокой цели для предприятия, сформировать у них внутреннюю потребность в ее достижении. Это вопрос мотивации. Как известно, мотивация — это постановка человеку цели, результат достижения которой является предметом удовлетворения его потребности и одновременно потребности организации, а также разъяснение их взаимосвязи. Данное определение касается как материальной мотивации (удовлетворения витальных потребностей), так и нематериальной (удовлетворения высших (духовных) потребностей). Самый очевидный материальный мотив — это оплата труда (что отмечал и Бэбидж), нематериальный — необходимость предприятия для развития общества, социальная значимость деятельности самого сотрудника, его миссия в обществе. «Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы... Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе» [14, с. 228]. Эти социально значимые цели должны быть раскрыты и заложены в миссии предприятия.
 
Однако материальная мотивация, как отмечалось, требует постоянного разъяснения, а «там, где нравственные законы прекращают свое действие, обществу не остается ничего другого, кроме как неустанно внушать индивиду, в сколь сильной степени он служит собственному благу, содействуя благу других» [15, с. 165]. Для того чтобы создать у сотрудника мотив к достижению поставленной ему цели, необходимо показать, что это принесет лично ему, или сформировать организационную культуру, направленную на достижение целей предприятия.
 
Одна материальная мотивация не может эффективно поддерживать деятельность человека: «Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [16]. Без внутренних принципов и норм, без осознания миссии у человека не будет своей принципиальной линии развития, его приоритетом станут лишь сиюминутные выгоды. Предприятие будет только местом, где работник получает деньги, и он без колебания уйдет, если в другом месте ему предложат больше, а если и не уйдет, то будет склонен к оппортунистическому поведению.
 
Мотивация тесно связана с организационной культурой. Организационная культура — это сформировавшиеся устойчивые нормы и принципы деятельности, направленные на достижение личных целей персонала и, при соответствующей мотивации, на достижение целей организации. Эти принципы должны соответствовать принятым принципам деятельности предприятия, и тогда нормы культуры станут частью личности человека и начнут действовать на подсознательном уровне.
 
Таким образом, невозможно ставить максимально достижимые цели предприятию, на котором отсутствует культура, направленная на достижение социально-экономических целей. В ее отсутствие первостепенным новым принципом предприятия должно стать ее создание — любой успешной компании необходимы самоорганизация и самоуправление, направленные на достижение ее целей, и первый пункт сильной стратегии — создание такой системы. Определение максимально достижимой цели может быть начато сразу после разъяснения сотрудникам новых принципов вознаграждения за труд (а вознаграждение — это все, что ценно для человека [17]) тогда, когда все работники поймут свой интерес и сформируют внутреннюю потребность в постановке и достижении максимальных целей. Цепочка постановки цели имеет следующий вид: собственник — руководитель — руководители подразделений — рядовые сотрудники. Существующая культура предприятия ориентирована на достижение ранее поставленных целей. Новая требуемая высокая цель может стать внутренней целью коллектива только тогда, когда он будет несоответствующим образом мотивирован.

3. Принципы и цели деятельности <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5. Иерархия целей и стратегий

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация"

25.04.2016 10:50  Анна К.

Что такое видение в стратегическом менеджменте?

25.04.2016 12:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Видение - это один из основных элементов стратегического менеджмента. Стратегия нужна тогда, когда внешняя среда динамична и непредсказуема. Видение (предвидение) строится как раз на предсказании того, как будет развиваться ситуация, какой должна быть компания и ее продукция с учетом предсказания развития ситуации. Исходя из такого видения и ставятся стратегические цели, разрабатываются программы их достижения.
Да, это видение строится на предсказании непредсказуемой среды, на предсказании по отдельным порой незначительным и несвязанным факторам, иногда даже явно неосознаваемым. Процесс формирования видения невозможно формализовать, зачастую он проходит на подсознательном уровне. Можно сказать, что видение и предсказание – это дар, но дар, базирующийся на практическом опыте.

10.03.2017 10:51  Евгения

Исходя из чего выбирается стратегия предприятия?

10.03.2017 13:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия предприятия не выбирается, она определяется исходя из поставленных целей предприятия, внешней и внутренней ситуации. Стратегия - это и есть наиболее эффективный путь достижения поставленной цели.

14.12.2019 12:01  Валерий Юрьевич

Так что такое "сильная стратегия", кратко

14.12.2019 16:16  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если очень кратко, то сильная стратегия - это стратегия, которая позволяет ставить и реализовывать максимально достижимые цели, и более существенные, чем у конкурентов.

24.12.2020 18:03  Валерий

Как происходит революционное развитие организации через стратегическое управление?

24.12.2020 20:57  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Сильная стратегия, описанная в данной статье, - это и есть революционное развитие организации через стратегическое управление. Определяются потенциальные возможности организации; изменения, необходимые для того, чтобы организация могло обеспечивать эти потенциальные возможности; стратегия проведения необходимых изменений. Далее ведется реализация стратегии - соответствующее стратегическое управление.

18.10.2021 14:36  Олег

Временной интервал достижения стратегической цели?

18.10.2021 16:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Временной интервал достижения стратегической цели зависит от динамичности рынка на котором работает предприятие. На динамичных рынках стратегические цели могут ставиться на год, а возможно даже менее. На статичных рынках - это может быть до 5, а то и более, лет.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022