ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1214)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Организационная культура

4. Организационная культура и постановка максимально достижимой цели
 
Цель, которую ставит предприятию собственник, внешняя для предприятия и его стратегии, она не является частью последней, однако входит в стратегию собственника, при этом стратегия предприятия является частью стратегии собственника, который может иметь несколько предприятий. Он ставит им цели, определяет принципы деятельности, распределяет между ними имеющиеся ограниченные ресурсы.
 
Поставленные собственником цели, принципы деятельности его предприятий и выделенные им ресурсы — это основной элемент стратегии собственника. Однако в одиночку он, не зная деталей деятельности предприятия, вряд ли сможет поставить их правильно. В то же время, если он просто спустит этот вопрос наемному руководителю, последний может поставить цели ниже и проще — их достижение легче обеспечить. Как говорил Белинский, без интереса нет цели, без цели нет деятельности. У собственника интерес есть — прибыль и рыночная стоимость предприятия, которые растут при достижении более высоких целей. Аналогично интерес должен быть
и у руководителя предприятия, и у топ-менеджеров, и у прочих руководителей. Тогда и они будут
ставить максимально достижимые цели себе самим и своим подчиненным, а те будут стремиться к их достижению.
 
Собственно, на это указал еще Ч. Бэбидж — он сформулировал принципы системы оплаты, гармонизирующей интересы рабочих и предпринимателей, которые не будут различаться, если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия и рабочий будет получать максимальную долю прибыли от применения любого усовершенствования, которое он придумал [9]. При этом, как он отмечал:
  1. каждый рабочий непосредственно заинтересован в процветании фирмы;
  2. работника стимулируют к сокращению потерь и устранению ошибок менеджмента;
  3. улучшается деятельность всех подразделений организации;
  4. только рабочие с высокой квалификацией и моралью «выживают» в такой системе.
В настоящее время эти положения нашли отражение и в английской системе договоров о производительности, и в системе Скэнлона,
и в некоторых других [10–13].
 
Можно сделать вывод: необходимо у всех руководителей и рядовых сотрудников создать интерес к постановке высокой цели для предприятия, сформировать у них внутреннюю потребность в ее достижении. Это вопрос мотивации. Как известно, мотивация — это постановка человеку цели, результат достижения которой является предметом удовлетворения его потребности и одновременно потребности организации, а также разъяснение их взаимосвязи. Данное определение касается как материальной мотивации (удовлетворения витальных потребностей), так и нематериальной (удовлетворения высших (духовных) потребностей). Самый очевидный материальный мотив — это оплата труда (что отмечал и Бэбидж), нематериальный — необходимость предприятия для развития общества, социальная значимость деятельности самого сотрудника, его миссия в обществе. «Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы... Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе» [14, с. 228]. Эти социально значимые цели должны быть раскрыты и заложены в миссии предприятия.
 
Однако материальная мотивация, как отмечалось, требует постоянного разъяснения, а «там, где нравственные законы прекращают свое действие, обществу не остается ничего другого, кроме как неустанно внушать индивиду, в сколь сильной степени он служит собственному благу, содействуя благу других» [15, с. 165]. Для того чтобы создать у сотрудника мотив к достижению поставленной ему цели, необходимо показать, что это принесет лично ему, или сформировать организационную культуру, направленную на достижение целей предприятия.
 
Одна материальная мотивация не может эффективно поддерживать деятельность человека: «Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [16]. Без внутренних принципов и норм, без осознания миссии у человека не будет своей принципиальной линии развития, его приоритетом станут лишь сиюминутные выгоды. Предприятие будет только местом, где работник получает деньги, и он без колебания уйдет, если в другом месте ему предложат больше, а если и не уйдет, то будет склонен к оппортунистическому поведению.
 
Мотивация тесно связана с организационной культурой. Организационная культура — это сформировавшиеся устойчивые нормы и принципы деятельности, направленные на достижение личных целей персонала и, при соответствующей мотивации, на достижение целей организации. Эти принципы должны соответствовать принятым принципам деятельности предприятия, и тогда нормы культуры станут частью личности человека и начнут действовать на подсознательном уровне.
 
Таким образом, невозможно ставить максимально достижимые цели предприятию, на котором отсутствует культура, направленная на достижение социально-экономических целей. В ее отсутствие первостепенным новым принципом предприятия должно стать ее создание — любой успешной компании необходимы самоорганизация и самоуправление, направленные на достижение ее целей, и первый пункт сильной стратегии — создание такой системы. Определение максимально достижимой цели может быть начато сразу после разъяснения сотрудникам новых принципов вознаграждения за труд (а вознаграждение — это все, что ценно для человека [17]) тогда, когда все работники поймут свой интерес и сформируют внутреннюю потребность в постановке и достижении максимальных целей. Цепочка постановки цели имеет следующий вид: собственник — руководитель — руководители подразделений — рядовые сотрудники. Существующая культура предприятия ориентирована на достижение ранее поставленных целей. Новая требуемая высокая цель может стать внутренней целью коллектива только тогда, когда он будет несоответствующим образом мотивирован.

3. Принципы и цели деятельности <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5. Иерархия целей и стратегий

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023