О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.03.2012

Понятие стратегии

Стратегия известна в военном деле уже более пяти веков, но впервые ее определение было дано Карлом фон Клаузевицом* почти 200 лет назад, «есть использование отдельных кампаний для целей войны», а сама война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» [1, 1832].

Термин «Стратегия» применительно к менеджменту стал применяться сравнительно недавно, с 60 г.г. прошлого века. Однако организация больших промышленных корпораций претерпела значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления. Стратегия, как сказал в 1962 г. Альфред Чандлер** - автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [ 2, 1962].

Содержание стратегии определил в 1980 г. Джеймс Куинн: «Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цели (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [3, 1980].
 
В данном определении вводится понятие «политики», в данном толковании оно близко к трактовке: «… Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей» [4, 1890-1907]. Иными словами, политики определяют и ограничивают наши возможности выбора целей и средств их достижения, поскольку далеко не все цели и средства хороши.

В этом плане определение стратегии Ансоффта [5] соответствует определению политики: «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», т.е. по Ансофту стратегия – это правила (ограничения) выбора целей и средств их достижения. Но это чисто терминологическое расхождение.

Таким образом, если коротко, стратегия – это программа деятельности предприятия по достижению поставленной цели. При этом стратегия (программа деятельности) не должна выходить за рамки принятых политик и имеющихся ресурсов.
__________
*Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz) 1780 -1831, — директор Всеобщей военной академии, знаменитый прусский полководец, философ и теоретик, произведший своими сочинениями полный переворот в теории войны.

**Чандлер, Альфред Дюпон мл. (1918) Chandler, Alfred Dupont, один из основоположников современной теории бизнеса, оказавший значительное влияние на развитие стратегического менеджмента.

Литература
1. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34.
2. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press,1962
3. Джеймс Брайан Куинн Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907.
5. Ансофф И. Стратегическое управление Санкт-Петербург: Питер. 1999 г. 358 с.

______________________
 
Данная статья написана много лет назад. За эти годы мы провели целый ряд проектов и теоретических исследований в направлении стратегии предприятия и стратегического управления. Последние из них отражены в статьях «Стратегия развития предприятия» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №12, 2016, «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» - журнал Менеджмент сегодня» №3, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте» и «Целеполагание - основа современного менеджмента» - журнал Менеджмент Сегодня» №1 и №2, 2018.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Понятие стратегии"

26.04.2021 11:48  Валерий

Известные военные стратегии в стратегическом менеджменте?

26.04.2021 13:28  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Большинство военных стратегий используются и в стратегическом менеджменте. Это можно увидеть из книг "Маркетинговые войны" [1] и "Искусство войны и искусство управления" [2]. Они написаны по трактатам Фон Клаузевица "О войне" [3] и Сунь Дзы "Искусство войны" [4].
_____________
 1. Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны. СПб: ЗАО Издательство "Питер", 2000.
2. Сунь-Цзы, Гари Галиарди "Искусство войны и искусство управления" Издательство: Нева Год: 2003.
3. Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат. 1934.
4. Конрад Н. И., Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование. М.– Л.; 1950.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Понятие стратегии", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (105)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021