Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Понятие стратегии31.03.2012
Стратегия известна в военном деле уже более пяти веков, но впервые ее определение было дано Карлом фон Клаузевицом* почти 200 лет назад, «есть использование отдельных кампаний для целей войны», а сама война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» [1, 1832].
Термин «Стратегия» применительно к менеджменту стал применяться сравнительно недавно, с 60 г.г. прошлого века. Однако организация больших промышленных корпораций претерпела значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления. Стратегия, как сказал в 1962 г. Альфред Чандлер** - автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [ 2, 1962].
Содержание стратегии определил в 1980 г. Джеймс Куинн: «Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цели (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [3, 1980].
В данном определении вводится понятие «политики», в данном толковании оно близко к трактовке: «… Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей» [4, 1890-1907]. Иными словами, политики определяют и ограничивают наши возможности выбора целей и средств их достижения, поскольку далеко не все цели и средства хороши.
В этом плане определение стратегии Ансоффта [5] соответствует определению политики: «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», т.е. по Ансофту стратегия – это правила (ограничения) выбора целей и средств их достижения. Но это чисто терминологическое расхождение.
Таким образом, если коротко, стратегия – это программа деятельности предприятия по достижению поставленной цели. При этом стратегия (программа деятельности) не должна выходить за рамки принятых политик и имеющихся ресурсов.
__________
*Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz) 1780 -1831, — директор Всеобщей военной академии, знаменитый прусский полководец, философ и теоретик, произведший своими сочинениями полный переворот в теории войны.
**Чандлер, Альфред Дюпон мл. (1918) Chandler, Alfred Dupont, один из основоположников современной теории бизнеса, оказавший значительное влияние на развитие стратегического менеджмента.
Литература
1. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34.
2. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press,1962
3. Джеймс Брайан Куинн Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907.
5. Ансофф И. Стратегическое управление Санкт-Петербург: Питер. 1999 г. 358 с.
______________________
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Понятие стратегии"
26.04.2021 11:48 Валерий
Известные военные стратегии в стратегическом менеджменте?
| 26.04.2021 13:28 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Большинство военных стратегий используются и в стратегическом менеджменте. Это можно увидеть из книг "Маркетинговые войны" [1] и "Искусство войны и искусство управления" [2]. Они написаны по трактатам Фон Клаузевица "О войне" [3] и Сунь Дзы "Искусство войны" [4].
_____________
1. Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны. СПб: ЗАО Издательство "Питер", 2000.
2. Сунь-Цзы, Гари Галиарди "Искусство войны и искусство управления" Издательство: Нева Год: 2003.
3. Клаузевиц К. О войне. М.: Госвоениздат. 1934.
4. Конрад Н. И., Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование. М.– Л.; 1950.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Понятие стратегии", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|