Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Понятие стратегии

Стратегия известна в военном деле уже более пяти веков, но впервые ее определение было дано Карлом фон Клаузевицом* почти 200 лет назад, «есть использование отдельных кампаний для целей войны», а сама война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» [1, 1832].

Термин «Стратегия» применительно к менеджменту стал применяться сравнительно недавно, с 60 г.г. прошлого века. Однако организация больших промышленных корпораций претерпела значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления. Стратегия, как сказал в 1962 г. Альфред Чандлер** - автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [ 2, 1962].

Содержание стратегии определил в 1980 г. Джеймс Куинн: «Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цели (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [3, 1980].
 
В данном определении вводится понятие «политики», в данном толковании оно близко к трактовке: «… Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей» [4, 1890-1907]. Иными словами, политики определяют и ограничивают наши возможности выбора целей и средств их достижения, поскольку далеко не все цели и средства хороши.

В этом плане определение стратегии Ансоффта [5] соответствует определению политики: «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», т.е. по Ансофту стратегия – это правила (ограничения) выбора целей и средств их достижения. Но это чисто терминологическое расхождение.

Таким образом, если коротко, стратегия – это программа деятельности предприятия по достижению поставленной цели. При этом стратегия (программа деятельности) не должна выходить за рамки принятых политик и имеющихся ресурсов.
__________
*Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz) 1780 -1831, — директор Всеобщей военной академии, знаменитый прусский полководец, философ и теоретик, произведший своими сочинениями полный переворот в теории войны.

**Чандлер, Альфред Дюпон мл. (1918) Chandler, Alfred Dupont, один из основоположников современной теории бизнеса, оказавший значительное влияние на развитие стратегического менеджмента.

Литература
1. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34.
2. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press,1962
3. Джеймс Брайан Куинн Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907.
5. Ансофф И. Стратегическое управление Санкт-Петербург: Питер. 1999 г. 358 с.

______________________
 
Данная статья написана много лет назад. За эти годы мы провели целый ряд проектов и теоретических исследований в направлении стратегии предприятия и стратегического управления. Последние из них отражены в статьях «Стратегия развития предприятия» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №12, 2016, «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» - журнал Менеджмент сегодня» №3, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте» и «Целеполагание - основа современного менеджмента» - журнал Менеджмент Сегодня» №1 и №2, 2018.
__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025