О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.04.2012

Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (иерархия целей) - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ - главная цель экономической системы, программы, плана. (Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 1999).

Генеральная цель (главная цель) – цель, которую поставила перед собой организация. Причем это не просто цель, а динамика цели во времени, текущая, цели ближней перспективы, цели дальней перспективы. Это требование определяется тем, что крайне неэффективно ставить работу по достижении одной цели. А затем ставить новую цель. Для эффективной работы необходимо видеть комплекс цели во времени, стремиться к достижению ближней цели и, одновременно, готовиться к достижению последующих целей. А, поскольку главная цель – это комплекс целей распределенных во времени, то и само дерево цели комплексом деревьев, рядом деревьев распределенных во времени.

Постановка главной цели – это не просто заявление типа: мы хотим достигнуть такого-то результата в такой-то срок. Цель – это, в первую очередь, достижимая, т.е. обоснованная цель. А это говорит о том, что необходимо мысленно пройти весь путь достижения поставленной цели и убедиться в ее реализуемости, при необходимости скорректировать цель, только тогда цель из предположения или просто мечты превратится в цель, которую можно поставить перед организацией и вести организацию к поставленной цели. Необходимо сформировать миссию и видение продукта организации, видение организации, способной обеспечить достижение поставленной цели, видение того, как организация осуществит достижение поставленной цели. Фактически цель окончательно формируется только после того, как будет сформулирована и мысленно апробирована стратегия достижения поставленной цели.

Однако «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» (Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.). Необходим переход от главной цели организации к некоторым частным целям, целям, пути достижения которых можно будет определить, провести, как говорят, декомпозицию цели, получить иерархию (дерево) целей.

Любая декомпозиция осуществляет деление цели, причем, это далеко не всегда просто деление цели на составные части, а, в целом ряде случаев, - это формирование комплекса совершенно новых целей, ни одна из которых не является непосредственной компонентой главной цели. Например, целью является получение заданной прибыли. Но сама по себе прибыль, ни на какие компоненты не разделятся, она просто выражается в денежном эквиваленте, и все.

Формирование этого нового комплекса, иерархии  целей, адекватных поставленной главной цели, является самым сложным и неформализуемым вопросом менеджмента. От того, как будет решен этот вопрос, зависит и вся деятельность предприятия, и достижение поставленной главной цели.

Исходя из изложенного дерево целей организации содержит две основные ветви – ветви целей по созданию продукта организации, вывод которого на рынок обеспечит достижение поставленной главной цели (иерархия продуктовых целей), и ветви создания (модернизации) организации, способной выпустить данный продукт на рынок и обеспечить его продвижение (иерархии организационных целей). При этом надо понимать, что продукт должен удовлетворять не только функциональным потребностям (например, одежда – защита от окружающей среды), но всем потребностям и ожиданиям потребителя. И что в понятие «продукт» входит не только продукт сам по себе, но и весь предпродажный, продажный, и послепродажный сервис.

Если главная цель – это цель организации в целом, то производные цели – это цели структурных подразделений организации. И формирование иерархии структурных подразделений по целям является стратегическим подходом к созданию структуры организации, и «стратегия определяет структуру». Проводя декомпозицию цели мы, одновременно, определяем и иерархию организации, ее организационную структуру. Дерево целей определяет и древовидную структуру организации. При этом надо быть готовым и к тому, что нам придется изменять структуру организации, ведь у нас не одно дерево целей, а целый ряд деревьев, распределенных и ограниченных во времени, - необходимо быть готовым к неизбежным структурным изменениям.

________________
После написания этой статьи мы провели ряд новых исследований, базирующихся не только на трудах теоретиков менеджмента, но и экономики: транзакционных издержек, агентских отношений, институциональной среды, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них труды лауреатов четырех Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016). И мы получили структуру элементов дерева целей содержащую не только цели, но и средсва их достижения, внутренние мотивы руководителей и сотрудников по их достижению. Это позволяет добиться существенного повышения эффективности деятельности - внутренняя мотивация намного эффективнее внешней.

Предпосылки этих исследований отражены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. "

Стр. <<   1 2 3

01.09.2019 12:49  В.В.

Какие все же существуют варианты декомпозиции главной цели организации?

01.09.2019 21:40  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно сказать, что с институциональной точки зрения существуют три варианта декомпозиции главной цели организации: директивный, демократический и консолидированный. При директивном декомпозиция осуществляется директивно сверху без учета мнений подчиненных. При демократическом – директивно, сверху, но с учетом мнения подчиненных. При консолидированном – декомпозиция осуществляется консолидировано при равноправном участии руководителя и подчиненных.
С технической точки зрения вариантов не существует – нет логически обоснованного пути декомпозиции главной цели организации: главные цели организации – это неразложимые (недекомпозируемые) цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective, 2004; Hsieh C., Nickerson J., Zenger T. Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm, 2007].

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Какие все же существуют варианты декомпозиции главной цели организации?


01.09.2019 21:40   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

Можно сказать, что с институциональной точки зрения существуют три варианта декомпозиции главной цели организации: директивный, демократический и консолидированный. При директивном декомпозиция осуществляется директивно сверху без учета мнений подчиненных. При демократическом – директивно, сверху, но с учетом мнения подчиненных. При консолидированном – декомпозиция осуществляется консолидировано при равноправном участии руководителя и подчиненных.
С технической точки зрения вариантов не существует – нет логически обоснованного пути декомпозиции главной цели организации: главные цели организации – это неразложимые (недекомпозируемые) цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective, 2004; Hsieh C., Nickerson J., Zenger T. Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm, 2007].



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru