О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.04.2012

Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (иерархия целей) - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ - главная цель экономической системы, программы, плана. (Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 1999).

Генеральная цель (главная цель) – цель, которую поставила перед собой организация. Причем это не просто цель, а динамика цели во времени, текущая, цели ближней перспективы, цели дальней перспективы. Это требование определяется тем, что крайне неэффективно ставить работу по достижении одной цели. А затем ставить новую цель. Для эффективной работы необходимо видеть комплекс цели во времени, стремиться к достижению ближней цели и, одновременно, готовиться к достижению последующих целей. А, поскольку главная цель – это комплекс целей распределенных во времени, то и само дерево цели комплексом деревьев, рядом деревьев распределенных во времени.

Постановка главной цели – это не просто заявление типа: мы хотим достигнуть такого-то результата в такой-то срок. Цель – это, в первую очередь, достижимая, т.е. обоснованная цель. А это говорит о том, что необходимо мысленно пройти весь путь достижения поставленной цели и убедиться в ее реализуемости, при необходимости скорректировать цель, только тогда цель из предположения или просто мечты превратится в цель, которую можно поставить перед организацией и вести организацию к поставленной цели. Необходимо сформировать миссию и видение продукта организации, видение организации, способной обеспечить достижение поставленной цели, видение того, как организация осуществит достижение поставленной цели. Фактически цель окончательно формируется только после того, как будет сформулирована и мысленно апробирована стратегия достижения поставленной цели.

Однако «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» (Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.). Необходим переход от главной цели организации к некоторым частным целям, целям, пути достижения которых можно будет определить, провести, как говорят, декомпозицию цели, получить иерархию (дерево) целей.

Любая декомпозиция осуществляет деление цели, причем, это далеко не всегда просто деление цели на составные части, а, в целом ряде случаев, - это формирование комплекса совершенно новых целей, ни одна из которых не является непосредственной компонентой главной цели. Например, целью является получение заданной прибыли. Но сама по себе прибыль, ни на какие компоненты не разделятся, она просто выражается в денежном эквиваленте, и все.

Формирование этого нового комплекса, иерархии  целей, адекватных поставленной главной цели, является самым сложным и неформализуемым вопросом менеджмента. От того, как будет решен этот вопрос, зависит и вся деятельность предприятия, и достижение поставленной главной цели.

Исходя из изложенного дерево целей организации содержит две основные ветви – ветви целей по созданию продукта организации, вывод которого на рынок обеспечит достижение поставленной главной цели (иерархия продуктовых целей), и ветви создания (модернизации) организации, способной выпустить данный продукт на рынок и обеспечить его продвижение (иерархии организационных целей). При этом надо понимать, что продукт должен удовлетворять не только функциональным потребностям (например, одежда – защита от окружающей среды), но всем потребностям и ожиданиям потребителя. И что в понятие «продукт» входит не только продукт сам по себе, но и весь предпродажный, продажный, и послепродажный сервис.

Если главная цель – это цель организации в целом, то производные цели – это цели структурных подразделений организации. И формирование иерархии структурных подразделений по целям является стратегическим подходом к созданию структуры организации, и «стратегия определяет структуру». Проводя декомпозицию цели мы, одновременно, определяем и иерархию организации, ее организационную структуру. Дерево целей определяет и древовидную структуру организации. При этом надо быть готовым и к тому, что нам придется изменять структуру организации, ведь у нас не одно дерево целей, а целый ряд деревьев, распределенных и ограниченных во времени, - необходимо быть готовым к неизбежным структурным изменениям.

________________
После написания этой статьи мы провели ряд новых исследований, базирующихся не только на трудах теоретиков менеджмента, но и экономики: транзакционных издержек, агентских отношений, институциональной среды, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них труды лауреатов четырех Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016). И мы получили структуру элементов дерева целей содержащую не только цели, но и средсва их достижения, внутренние мотивы руководителей и сотрудников по их достижению. Это позволяет добиться существенного повышения эффективности деятельности - внутренняя мотивация намного эффективнее внешней.

Предпосылки этих исследований отражены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. "Стр. <<   1 2 3

01.09.2019 12:49  В.В.

Какие все же существуют варианты декомпозиции главной цели организации?

01.09.2019 21:40  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно сказать, что с институциональной точки зрения существуют три варианта декомпозиции главной цели организации: директивный, демократический и консолидированный. При директивном декомпозиция осуществляется директивно сверху без учета мнений подчиненных. При демократическом – директивно, сверху, но с учетом мнения подчиненных. При консолидированном – декомпозиция осуществляется консолидировано при равноправном участии руководителя и подчиненных.
С технической точки зрения вариантов не существует – нет логически обоснованного пути декомпозиции главной цели организации: главные цели организации – это неразложимые (недекомпозируемые) цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective, 2004; Hsieh C., Nickerson J., Zenger T. Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm, 2007].

21.10.2019 20:19  Олег

Декомпозиция миссии на составляющие её цели, правила построения дерева целей?

21.10.2019 23:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В начале отметим зачем необходима декомпозиция в бизнесе – для того, чтобы более эффективно, чем конкуренты, ставить и достигать общие цели предприятия в условиях неопределенности. Без неопределенности бизнес невозможен (Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль).

При неопределенности логически провести декомпозицию миссии (предназначения предприятия) как на общие цели предприятия, как и декомпозицию самих общих целей на составляющие, невозможно в принципе (Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective; Hsieh C., Nickerson J. A., Zenger T. R. Opportunity discovery, problem solving and a theory of the entrepreneurial firm). Можно провести декомпозицию миссии предприятия на миссии структурных подразделений – получить их предназначения в предприятии. Можно провести декомпозицию предметных целей, например, цели создания нового предвидимого продукта. Но общие (непредметные) цели не поддаются логической декомпозиции.

Например, можно логически провести декомпозицию на составные части разрабатываемого "автомобиля" (и то для точной декомпозиции необходимо его полное предвидение). Но в принципе невозможно провести логически декомпозицию на составные части "средства передвижения". Тем более, "прибыли предприятия", "служения обществу".

Здесь мы имеем дело с целеполаганием именно в условиях неопределенности. Для того, чтобы понять "правила", как нельзя лучше подходит фраза Джека Уэлча (легендарного CEO General Electric, с 1981 г. по 2001 г. поднявшего стоимость корпорации в 30 раз) про то, что он "нутром чувствовал" как необходимо поступать. Только для этого необходимо иметь соответствующее "нутро": знания, компетенции, владение ситуацией, опыт, - иметь «дар предвидения».

09.06.2020 15:32  Виктория

Принципы построения "дерева целей" в организации?

09.06.2020 19:25  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Принципы построения дерева целей включают два основных аспекта.

Во-первых, это конфигурация самого дерева: главная цель, подчиненные цели верхнего уровня, достижение которых обеспечивает достижение главных целей, цели следующего уровня, обеспечивающие достижение целей верхнего уровня, и так до рядовых сотрудников.

Во-вторых, это то, что располагается на каждой ветви дерева: цель как предвидимый результат и средства его достижения. При этом одним из главных факторов является мотив - личный предвидимый результат. Ведь для человека важен не предвидимый результат предприятия, а предвидимый личный результат, ради которого человек и осуществляет свою деятельность в предприятии.

28.02.2021 16:32  Тарас

Сколько уровней декомпозиции может включать дерево целей?

28.02.2021 21:32  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Оптимальное число уровней дерева целей соответствует числу уровней иерархии организации

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации. ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (126)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (114)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021