Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Формирование организации в динамичной и статичной среде06.06.2012
Жемчугов А.М.
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2012 г., с. 2-6
Введение
Система управления организации зависит не только от поставленной цели и состояния внешней среды, в которой она существует, но и от динамичности этой среды, от того, как часто среда претерпевает изменения. От динамичности среды зависят и организационная структура, и система регламентов, и стиль руководства, и вопросы делегирования полномочий организации.
С другой стороны понятия динамичности и статичности относительны. То, что статично для крупной организации, не замечающей мелких возмущений, – динамично для небольшой, и наоборот. Кроме того, редкое, но серьезное изменение среды может потребовать очень динамичной реакции организации.
Динамичная внешняя среда
Большинство организаций являются коммерческими и существуют в динамично изменяющейся внешней среде. Причем внешнюю среду изменяют и сами организации, и чем дальше, тем больше и существенней. В динамичной внешней среде и организация должна быть динамична. Она должна постоянно отслеживать угрозы во внешней среде, отклонения в деятельности организации, вызываемые изменениями внешней среды, и оперативно проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия различного уровня. При небольших угрозах и проблемах, - это могут быть просто коррекции проводимых планов и проектов. При значительных угрозах и острых проблемах (кризисах), это может потребовать и изменения дерева целей организации, и ее миссии и видения, и изменения организационной структуры.
Развитие организации в динамичной среде – это постоянные изменения, которые должны проводиться адекватно и оперативно, иначе организация просто не выживет в изменяющейся среде. И такая оперативность требует и соответствующей организации деятельности. Преимущественный стиль управления – либеральный с делегированием полномочий на нижние уровни управления и децентрализацией, самоуправлением. При этом устранение большинства угроз внешней среды и возникающих проблем осуществляется на нижних уровнях управления без вмешательства высшего руководства, за счет интеграции и неформальной координации деятельности.
Преимущественная организационная структура – дивизиональная, сетевая, или партисипативная – основанная на участии работников в управлении. В перспективе отношения собственника и работника – это не отношения подчинения и эксплуатации, а отношения партнерства и сотрудничества.
Статичная внешняя среда
Полностью статичной среды не бывает, бывает только среда, в которой изменения относительно невелики, а крупные происходят с малой вероятностью, но, все же, далее будем называть такую среду статичной. Отметим, при этом, что для небольшой организации статичной среды практически не бывает.
В статичной внешней среде и организация статична, она работает по годами отлаженным стабильным регламентам, причем время позволяет охватить регламентами большой объем проводимых работ и обеспечить максимальное соответствие организации и внешней среды. Благодаря статичности организация может оптимизировать и формализовать свою деятельность под внешнюю среду, сократить издержки.
Однако: «Высшая степень соответствия данной среде означает несоответствие всякой иной среде; такими же разрушительными должны явиться всякие последующие изменения в обстановке, если они пойдут относительно ускоренным темпом» [1]. Чем больше достигнутая степень соответствия организации и внешней среды, тем труднее проводить в ней необходимые изменения. Возможно, поэтому вымерли динозавры и мамонты [1]. Возможно, поэтому рухнули все существовавшие империи, а также Советский Союз.
Преимущественный стиль управления организации, работающей в статичной среде – авторитарный. Организационная структура – линейная. Основные работники – исполнители, работающие по формальным регламентам. Квалифицированные сотрудники, принимающие решения – это руководители подразделений и, в основном, верхних уровней иерархии. Принятие решений забюрократизировано и не оперативно, быстрые серьезные изменения окружающей среды представляют серьезную угрозу для таких организаций. Авторитарное управление создает и внутренние проблемы в организации, также представляющие серьезные угрозы.
Сближение структур динамичных и статичных организаций
Таким образом, только в зависимости от динамичности среды формируются совершенно разные по структуре и системе управления организации. Однако, в наше время всеобщей автоматизации и компьютеризации, неизбежное развитие статичных организаций – это автоматизация бизнес-процессов, замена человека автоматом. Пример – бухгалтерия, вместо крупных бухгалтерских отделов – автоматизированная система с главным бухгалтером, заместителем, кассиром и несколькими операторами по вводу информации (а с развитием электронного документооборота и последние будут не нужны). Производство – станки-автоматы и цеха-автоматы.
При этом качественно изменяется и сама организация: снижение численности, снижение числа уровней иерархии, организационная структура становится более «плоской». Основные работники – это уже квалифицированные специалисты на автоматизированных рабочих местах. Поскольку стабильные рутинные бизнес-процессы автоматизированы и работников на нижних уровнях остается немного, то непосредственно на них сваливаются все возникающие проблемы, им их и решать. А коль число работников сокращается, то и динамичность работы специалистов возрастает. Требуемый стиль управления уже преимущественно демократический, что позволяет снять и ряд внутренних проблем. Решения принимаются оперативно. Это позволяет значительно повысить выживаемость организации при внезапном изменении внешних условий.
Выводы
Таким образом, технический прогресс (автоматизация) начинает стирать грань между организациями, работающими в стабильной среде, и организациями, работающими в динамичной среде. В первых, за счет автоматизации стабильных рутинных работ и сокращения выполняющих их работников, остаются в основном квалифицированные специалисты, которые уже один на один остаются с внешней средой и динамичность их работы существенно повышается. Соответственно и управление организаций, работающих в стабильной среде, должно становиться демократическим и либеральным, а далее и партисипативным.
Линейные организационные структуры с их авторитарным управлением должны уйти в прошлое.
Они останутся, пожалуй, только в государственном управлении, армии и при проведении крупных длительных проектов, требующих организации тысяч и десятков тысяч человек. И то, автоматизация, как на высших уровнях управления, так и на уровне конкретных операций, все равно меняет систему управления, снижает численность и число уровней иерархии, делает бывших простых исполнителей квалифицированными специалистами, принимающими управленческие решения. При этом иерархия власти (в понимании «доминирования» Макса Вебера – рациональной власти) останется только при проведении крупных и безотлагательных решений, а в остальном должны применяться демократические и либеральные методы управления.
Литература
1. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Финансы. 2003. - 496 с.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Формирование организации в динамичной и статичной среде"
12.02.2014 13:48 Лавр
Величина временных границ динамичной и статичной среды?
| 12.02.2014 17:53 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Динамичная среда – это среда с резкими изменениями внешней среды. Статичная – с достаточно длительным временным интервалом без существенных изменений. В достаточно узком временном интервале любая внешняя среда достаточно статична. В средней и особенно дальней перспективе любая среда динамична. Границы между ними довольно расплывчаты для разных организаций, для коммерческих они меньше, для государственных как правило больше. В принципе границу между статичной и динамичной средой можно оценить временем жизни продукта предприятия на рынке.
В промежутке времени меньшем чем время жизни продукта (от полугода до 1-5-и лет) среда достаточно статична. В промежутке времени большем времени жизни продукта среда динамична – подвержена существенным изменениям (появление на рынке новых продуктов, новых конкурентов). Так для предприятия, выпускающего сотовые телефоны статичная среда – это где-то полгода. Для предприятия энергетики статичная среда – это уже от года до пяти (а может и до десяти – атомная энергетика), в зависимости от вида деятельности.
Рассмотрим далее вопрос динамичности среды с точки зрения человека. Чем динамичнее среда, тем меньше времени для принятия решения руководителем. И граница статичная среда - это среда при которой у руководителя еще достаточно времени для принятия решения. Однако этот полный процесс включает получение информации от нижестоящих руководителей и сотрудников, собственно принятие решения, и доведение решения до нижестоящих руководителей и сотрудников. Очевидно, что чем больше уровней иерархии, тем больше времени требуется для принятия решения. Соответственно для малых предприятий с одним-двумя уровнями иерархии эффективное управление возможно на рынках с временем жизни продукта даже менее полугода. Для крупных предприятий с 6-10 уровнями иерархии эффективное управление возможно уже на рынках с временем жизни продукта уже более 2-х лет. И для эффективной деятельности крупных предприятий необходимо применение плоских структур, адаптивных структур с серьезным делегированием полномочий и децентрализацией.
| 03.06.2015 16:06 Надежда
Демократический стиль управления должен ориентироваться на цель организации или на человеческие отношения?
| 03.06.2015 20:14 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Наиболее целесообразен стиль руководства ориентированный на цель организации через человеческие отношения. Перекос на «человеческие отношения» приводит к снижению и прибыли организации и зарплаты сотрудников, организация становится неконкурентоспособной, не развиваются ни организация, ни коллектив. В итоге страдают и цели, и «человеческие отношения», необходим оптимум.
| 31.03.2021 13:08 Василий
Какая организационная структура наиболее подходит к динамичной внешней среде?
| 31.03.2021 18:10 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Здесь даже важнее не сама организационная структура, а отношения в предприятии. Если имеется единство интересов и целей, если в предприятии коллегиальное целеполагание и согласованную часть результата предприятия получает коллектив, то сотрудники будут лично заинтересованы в достижении целей предприятия несмотря на возникающие угрозы изменчивой внешней среды. Будут заинтересованы в выявлении и ликвидации этих угроз. Будут заинтересованы в выявлении и реализации новых возникающих возможностей.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Формирование организации в динамичной и статичной среде", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|