Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Организация, система управления, и организационная структура19.02.2012 Организация (позднелатинское organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта; 2) расположение, соотношение частей к.-л. целого, его строение, взаимосвязь; … Сущность Организации раскрывается через ее целостность, а становление, развитие и деградация целостности обеспечиваются прежде всего различными типами связей, в особенности же – связями управления, переводящими Организацию из одного состояния в другое. Сообразно этому в Организации выделяют две стороны – управленческую и исполнительскую*. Современная организация с точки зрения кибернетики – это система, состоящая из управляющей и управляемой подсистем. Однако, реальные модели организации – это рекурсивные модели**, в которых каждый элемент на каждом уровне иерархии (структурное подразделения, исполнители), также имеют управляющие и управляемые подсистемы. Провести грань между управлением и исполнением в этом случае просто невозможно. Можно, только зафиксировав уровень иерархии сказать, что эти подразделения являются управляющими (не задействованные в бизнес-процессах производства конечной продукции), а эти производственными, но также имеющими функциями управления. Например, производственный цех на заводе, он также может иметь свои управляющие планово-диспетчерские и экономические подразделения, а если цех небольшой, и их даже и нет, то эти управленческие функции выполняет начальник цеха. Управление происходит везде, где требуется принятие решений для достижения поставленной цели, т.е. во всех структурных подразделениях, у всех руководителей, и у всех исполнителей (собственно это отмечал еще Фредерик Тейлор более ста лет назад). Поэтому с чисто практической точки зрения не существует понятия «система управления организации», вся организация, а это безликая организационная структура, наполненная конкретными людьми, это и есть организация, это и есть система управления, в котором каждый человек занимается управлением, получает цель-задание, принимает решения, обеспечивающие его выполнение. Каждый на своем уровне иерархии, на своем месте, и не зависимо от того, к какому подразделению он принадлежит, управленческому, производственному, и т.д. А управленческие подразделения, это просто специфические подразделения, которые имеют на выходе свой специфический продукт: планы, проекты, показатели, и т.д. Но управлением по созданию конечного продукта занимаются непосредственно производственные подразделения. Иными словами, организация и система управления организации – это синонимы. Возможно именно по этому, в коммерческих предприятиях очень много должностей менеджеров, например, «менеджер по работе с клиентами», у которого не бывает подчиненных и ему некем управлять, он «управляет» взаимоотношениями с клиентами.
Организационная структура (Оргструктура) [organizational structure] — структура объекта управления (по другим определениям — структура экономической системы, организации как таковой), в которой элементами являются подразделения или отдельные участники системы, а связи выражают включенность участников или подразделений в другие подразделения. Структура может рассматриваться как установившаяся модель технико-технологических, экономических и других взаимодействий между элементами организации — ее подразделениями и отдельными людьми, специализированными на определенных видах деятельности ***. Отметим, при этом, что «модель взаимодействий между элементами организации» фиксируется в соответствующих регламентах и организационная структура, – это совокупность организационной схемы, графически отображающей структурные подразделения и основные связи между ними, а также регламенты, описывающие модели взаимодействия структурных подразделений. Организация должна строиться обезличенно, но это на практике не всегда удается, особенно в творческих и научных организациях. Кроме того, работа организации всегда зависит от конкретных людей, в первую очередь, от топ-менеджеров. Организация полностью определяется ее организационной структурой (организационная схема и регламенты) и конкретными людьми, заполняющими безликие элементы организационной схемы (организационно-штатная расстановка). Поэтому организационная структура не полностью определяет организацию. Но и люди далеко не полностью определяют организацию, ее деятельность во многом зависит от ее организационной структуры, от принятых регламентов деятельности. И от их наличия, и от того насколько качественно они будут разработаны, будет зависеть и вся деятельность организации, и ее эффективность, и само ее существование. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - * Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ** Бир С. «Мозг фирмы. — М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.; Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. «Модель системы стратегического управления», журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №4 2011 г. с. 23-28. *** Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с. __________________ Версия для печати
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация, система управления, и организационная структура", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Последние новости
Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры" Преимущества и недостатки дивизиональной структуры?
| Дивизиональная структура, сама по себе, не имеет ни достоинств, ни недостатков. Она имеет область применения в которой она обеспечивает наиболее высокие результаты компании чем другие структуры. А вне этой области - менее высокие, чем другие. Такая область с высокой эффективностью - это (как уже отмечалось) компании, в которых имеются или могут быть организованы самодостаточные структурные подразделения имеющие полный цикл создания, производства и реализации продукции. Если же это невозможно, дивизиональная структура будет совершенно неэффективна. А обеспечивается такая высокая эффективность за счет того, что при дивизиональной организации, по сравнению с линейной, на один уровень иерархии управления меньше, соответственно меньше бюрократия, меньше время принятия решений, выше их качество.
|
Наши новые статьи 04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с. "Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38 В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее
|
|