Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Проектное и процессное консультированиеВсем известны IT консалтинговые проекты. Разрабатывается информационная система, настраивается под требования Заказчика и передается ему в эксплуатацию. Здесь все понятно, проект завершен, проект сдан.
Но в управленческом консалтинге все много сложнее. Приведем вначале две достаточно большие, но очень важные для понимания вопроса, цитаты одного из создателей отечественной социологии организаций Аркадия Ильича Пригожина (Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. - 864 с.).
«Особо хочется пожаловаться на феномен "недоконсультированной организации". Примерно то же, что и недолеченный пациент. На своих конференциях консультанты ломают голову: как объяснить руководителю, что
работа только начинается там, где он видит ее завершение?
Послушайте опытного человека. Изменения бывают ментальные, проектные и реальные. И если консультант передал вам какие-то знания, способы мышления или разработал программу, проект каких-то изменений, то это не так уж много стоит. Реализация задуманных изменений в практику есть самостоятельная
стадия в работе по развитию организации. Кстати, самая трудная и уязвимая - найти решение бывает куда легче, чем его исполнить. Тут нужны специальные методы. Вы говорите: "Теперь мы сами", тогда не говорите потом: "Как? И это все, что от него осталось?!"».
«Господа клиенты! Большинство ваших заказов качественно могут быть выполнены только в режиме процессного консультирования, когда консультант своими методами организует такое взаимодействие с работниками клиентной организации, которое только и способно привести к совместному проекту чего бы там ни было. И если вы не готовы к затратам своего времени с пользой, будьте готовы к затратам своих денег впустую. Но вы же понимаете, что консультировать в проектном режиме легче, чем в процессном. Ибо последнее требует длительного и интенсивного общения с хорошим пониманием психологии и деловой культуры клиента. Иностранным консультантам это недоступно, и они предлагают проекты. А выше мы договорились, что немногие изменения поддаются проектному подходу»
В отличие от IT проекта самая трудная и непредсказуемая стадия консалтингового проекта – это внедрение. Консалтинговый проект исполнен, сдан заказчику, начинается внедрение и … внедряется только небольшая часть изменений, разработанных консультантом. И почему это происходит понятно - это «сопротивление изменениям»: «Существенные организационные изменения вызывают сопротивление не только планированию, а всему процессу перемен. Это сопротивление - не случайность, а фундаментальная проблема. Сопротивление является естественной реакцией групп и отдельных лиц на перемены, угрожающие их культуре и влиянию» (Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989, - 519 с.).
Консалтинговый управленческий проект «требует длительного и интенсивного общения с хорошим пониманием психологии и деловой культуры клиента», только тогда будут разработаны требуемые изменения в компании, но еще поле длительное и интенсивное общение с хорошим пониманием психологии и деловой культуры клиента требуется в процессе внедрения результатов консалтингового проекта. Только тогда возможна эффективная реализация требуемых изменений, только тогда возможно существенное повышение эффективности деятельности компании Заказчика.
__________________ Версия для печати
|
|