Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Общие вопросы целеполагания в партнерском предприятии
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Сразу можно отметить, что коллегиальное целеполагание без собственности коллектива на результаты деятельности предприятия невозможно: ввиду доминирования личных целей участники будут выдвигать и продвигать только те цели, которые обеспечивают только их личные интересы. А собственник будет в подавляющем меньшинстве. Именно поэтому коллегиальное целеполагание неприменимо в частных бюрократических предприятиях, и даже демократическое целеполагание несет угрозы предприятию.
Проблема коллегиального целеполагания на всех уровнях иерархии заключается в том, что внешняя цель в любом партнерском предприятия все же существует. Во-первых, это цели собственника ради достижения которых собственник и создает свое предприятие [Норт, 1997a]. Во-вторых, это внешние цели, задаваемые структурным подразделениям и рядовым сотрудникам, без постановки и достижения которых никакое производство просто невозможно. Здесь необходима «осмысленность в том смысле, что существо тянется к приписываемой ему цели, может возникнуть только тогда, когда жизнь включается в более крупные системы» [Letsch, 2019, p. 202], и осознанное принятие этой цели как своей собственной. Для этого, во-первых, необходим подбор персонала, разделяющего и принимающего эти внешние цели, во-вторых, имплементация (социализация) этих целей в процессе деятельности за счет эффективного достижения персоналом своих личных целей. Во-вторых, «чтобы управленческий процесс был успешным, в нем должна участвовать вся организация. Требуется принципиально иной стиль управления» [Конарева, 2011, с. 21].
Что необходимо для эффективного коллегиального целеполагания — это осознание и принятие топ-менеджерами исходных общих внешних целей и принципов их достижения — внешнего института предприятия, всеми руководящими рабочими группами — их внешних институтов. А это невозможно без их предварительного формулирования в виде внешних ключевых положений предприятия, обсуждения при принятии этих положений. Положений, в рамках которых и осуществляется коллегиальное целеполагание.
Директивное и демократическое целеполагание в партнерской организации практически не отличается от его проведения в частном бюрократическом, поэтому далее рассмотрим вопросы коллегиального целеполагания.
__________________ Версия для печати
|
|