О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
11.01.2006

Процессный подход к построению организационной структуры компании


Существенным отличием бизнес-процессов от всех других сущностей (функции, структурные подразделения) является то обстоятельство, что каждый отдельный бизнес-процесс представляет относительно обособленную завершенную часть общекорпоративной деятельности. В организационной структуре это отличие проявляется в том, что бизнес-процесс локализован в рамках некоторого структурного подразделения, являющегося владельцем данного бизнес-процесса, т.е. осуществляющего его от начала до конца. Бизнес-процесс более высокого уровня локализован в рамках структурного подразделения более высокого уровня и т.д. Если же один бизнес-процесс выполняется группой подразделений, что менее желательно, то одно из подразделений является его владельцем, и при этом регламентируются четкие горизонтальные связи между этими подразделениями.

Структурные организационные подразделения в данном случае являются лишь средством эффективного выполнения бизнес-процессов. Имеется даже мнение, что структура предприятия и бизнес-процессы предприятия существуют независимо, не пересекаются. Однако это не так. Хотя роль структурных факторов при процессном подходе ниже, бизнес-процесс выполняется в основном коллективом работников, который не может не иметь организационных рамок и управляющих связей.

Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в девятнадцатом веке. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале двадцатого века Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга - осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. В 1990г. Майкл Хаммер написал нашумевшую статью «Реинжиниринг: не автоматизируйте –уничтожайте», в которой предложил полностью отказаться от существующих методов ведения бизнеса и начать его организацию с нуля.

Процессные системы строятся на базе нескольких основополагающих принципов:

  • принцип выделения бизнес-процесса, назначение владельца бизнес-процесса;
  • наделение владельца бизнес-процесса необходимыми полномочиями;
  • принцип неразрывности бизнес-процесса, проходящего через несколько структурных подразделений;
  • принцип горизонтального контроля, предполагающий проверку качества результата бизнес-процесса его потребителем –владельцем следующего бизнес-процесса;
  • принцип системности (целостности) управления, предполагающий осуществление управления затратами по месту их возникновения;

Преимущества процессных структур:

  • четкая регламентированная система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия –владелец процесса сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • наделение владельцев процессов большими полномочиями, значительное повышению их отдачи;
  • быстрая реакция процессных подразделений на изменение внешних условий;
  • в работе руководителей стратегические проблемы доминирует над оперативными;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованы и сонаправлены.
  • Высокое качество работ, тесная связь с потребителем.
  • Возможность комплексной автоматизации

Недостаток процессной структуры выражается в том, что для выполнения бизнес-процесса требуются смешанные в функциональном смысле подразделения. Организация  (и реорганизация!) таких подразделений и управление ими более сложная задача, чем традиционными функциональными. Однако поскольку все работники подразделения ориентированы на конечный результат бизнес-процесса, работа здесь намного более эффективна, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании с ориентацией на совершенно разные цели.

Таким образом, обобщая, можно заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:
Экономическая эффективность предприятия и его организационная структура
Линейная организационная структура управления
Линейно - штабная организационная структура компании
Линейно-функциональная организационная структура управления
Матричные (функциональные, проектные», бригадные) организационные структуры
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Процессный подход к построению организационной структуры компании"



02.11.2019 19:26  Константин

Ведет ли переход к процессному подходу к формированию организационной структуры предприятия, к изменению самих процессов или нет?

02.11.2019 22:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Переход к процессному подходу может не требовать изменения организационной структуры, а может и потребовать. Все зависит от конкретной ситуации. Ведь процессы организуются и протекают в предприятии независимо от того, объявляет ли она о применении процессного подхода, или нет. Что касается самих процессов – то основа процессного подхода заключается в постоянном улучшении процессов: планирование (предвидение результата и хода процесса), действие, аналитика хода и результата, совершенствование процесса – цикл Деминга.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Процессный подход к построению организационной структуры компании", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Назовите основные организационные проблемы деятельности компании


20.01.2020 20:10   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.т Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Организационная структура и стратегия предприятия

Самая основная организационная проблема деятельности компании - создание института ("правил игры"), ориентированного на постановку и достижение высоких целей. Но это сложная и комплексная проблема, необходимо и разработать соответствующую формальную организацию, и сформировать требуемую неформальную.
С другой стороны, выявление и решение отдельных частных проблем: структуры, системы мотивации, регламентов, не дает существенного результата, может даже и ухудшить ситуацию.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

21.12.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020