О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
11.01.2006

Процессный подход к построению организационной структуры компании


Существенным отличием бизнес-процессов от всех других сущностей (функции, структурные подразделения) является то обстоятельство, что каждый отдельный бизнес-процесс представляет относительно обособленную завершенную часть общекорпоративной деятельности. В организационной структуре это отличие проявляется в том, что бизнес-процесс локализован в рамках некоторого структурного подразделения, являющегося владельцем данного бизнес-процесса, т.е. осуществляющего его от начала до конца. Бизнес-процесс более высокого уровня локализован в рамках структурного подразделения более высокого уровня и т.д. Если же один бизнес-процесс выполняется группой подразделений, что менее желательно, то одно из подразделений является его владельцем, и при этом регламентируются четкие горизонтальные связи между этими подразделениями.

Структурные организационные подразделения в данном случае являются лишь средством эффективного выполнения бизнес-процессов. Имеется даже мнение, что структура предприятия и бизнес-процессы предприятия существуют независимо, не пересекаются. Однако это не так. Хотя роль структурных факторов при процессном подходе ниже, бизнес-процесс выполняется в основном коллективом работников, который не может не иметь организационных рамок и управляющих связей.

Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в девятнадцатом веке. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале двадцатого века Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга - осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. В 1990г. Майкл Хаммер написал нашумевшую статью «Реинжиниринг: не автоматизируйте –уничтожайте», в которой предложил полностью отказаться от существующих методов ведения бизнеса и начать его организацию с нуля.

Процессные системы строятся на базе нескольких основополагающих принципов:

  • принцип выделения бизнес-процесса, назначение владельца бизнес-процесса;
  • наделение владельца бизнес-процесса необходимыми полномочиями;
  • принцип неразрывности бизнес-процесса, проходящего через несколько структурных подразделений;
  • принцип горизонтального контроля, предполагающий проверку качества результата бизнес-процесса его потребителем –владельцем следующего бизнес-процесса;
  • принцип системности (целостности) управления, предполагающий осуществление управления затратами по месту их возникновения;

Преимущества процессных структур:

  • четкая регламентированная система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия –владелец процесса сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • наделение владельцев процессов большими полномочиями, значительное повышению их отдачи;
  • быстрая реакция процессных подразделений на изменение внешних условий;
  • в работе руководителей стратегические проблемы доминирует над оперативными;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованы и сонаправлены.
  • Высокое качество работ, тесная связь с потребителем.
  • Возможность комплексной автоматизации

Недостаток процессной структуры выражается в том, что для выполнения бизнес-процесса требуются смешанные в функциональном смысле подразделения. Организация  (и реорганизация!) таких подразделений и управление ими более сложная задача, чем традиционными функциональными. Однако поскольку все работники подразделения ориентированы на конечный результат бизнес-процесса, работа здесь намного более эффективна, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании с ориентацией на совершенно разные цели.

Таким образом, обобщая, можно заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:
Экономическая эффективность предприятия и его организационная структура
Линейная организационная структура управления
Линейно - штабная организационная структура компании
Линейно-функциональная организационная структура управления
Матричные (функциональные, проектные», бригадные) организационные структуры
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Процессный подход к построению организационной структуры компании"

02.11.2019 19:26  Константин

Ведет ли переход к процессному подходу к формированию организационной структуры предприятия, к изменению самих процессов или нет?

02.11.2019 22:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Переход к процессному подходу может не требовать изменения организационной структуры, а может и потребовать. Все зависит от конкретной ситуации. Ведь процессы организуются и протекают в предприятии независимо от того, объявляет ли она о применении процессного подхода, или нет. Что касается самих процессов – то основа процессного подхода заключается в постоянном улучшении процессов: планирование (предвидение результата и хода процесса), действие, аналитика хода и результата, совершенствование процесса – цикл Деминга.

24.02.2021 15:58  Рита

Основные отличительные признаки проектного подхода от регулярного процессного в управлении?

24.02.2021 17:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Основное отличие регулярного процессного подхода от проектного заключается в том, что бизнес-процесс - это проверенный временем эффективный формализованный процесс отклонения от которого как минимум нежелательны.

Проект - это разовая неповторяющаяся деятельность. Соответственно формальный эффективный бизнес-процесс выполнения проекта никак не определен. Проектная деятельность базируется не на оперативном управлении заданными бизнес-процессами, а на стратегическом управлении проектами, когда конечная цель проекта определяется как система взаимоувязанных промежуточных целей. И заранее построить единый и неизменный процесс достижения конечной цели проекта невозможно, поскольку этот процесс зависит от того, какие конкретные промежуточные цели будут достигнуты. После достижения каждой промежуточной цели последующие процессы должны корректироваться.

Если же один и тот же проект проводится многократно и в одних и тех же условиях, можно разработать оптимальный бизнес-процесс проведения этого проекта.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Процессный подход к построению организационной структуры компании", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021