Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Процессный подход к построению организационной структуры компании
Существенным отличием бизнес-процессов от всех других сущностей (функции, структурные подразделения) является то обстоятельство, что каждый отдельный бизнес-процесс представляет относительно обособленную завершенную часть общекорпоративной деятельности. В организационной структуре это отличие проявляется в том, что бизнес-процесс локализован в рамках некоторого структурного подразделения, являющегося владельцем данного бизнес-процесса, т.е. осуществляющего его от начала до конца. Бизнес-процесс более высокого уровня локализован в рамках структурного подразделения более высокого уровня и т.д. Если же один бизнес-процесс выполняется группой подразделений, что менее желательно, то одно из подразделений является его владельцем, и при этом регламентируются четкие горизонтальные связи между этими подразделениями.
Структурные организационные подразделения в данном случае являются лишь средством эффективного выполнения бизнес-процессов. Имеется даже мнение, что структура предприятия и бизнес-процессы предприятия существуют независимо, не пересекаются. Однако это не так. Хотя роль структурных факторов при процессном подходе ниже, бизнес-процесс выполняется в основном коллективом работников, который не может не иметь организационных рамок и управляющих связей.
Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в девятнадцатом веке. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале двадцатого века Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга - осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. В 1990г. Майкл Хаммер написал нашумевшую статью «Реинжиниринг: не автоматизируйте –уничтожайте», в которой предложил полностью отказаться от существующих методов ведения бизнеса и начать его организацию с нуля.
Процессные системы строятся на базе нескольких основополагающих принципов:
- принцип выделения бизнес-процесса, назначение владельца бизнес-процесса;
- наделение владельца бизнес-процесса необходимыми полномочиями;
- принцип неразрывности бизнес-процесса, проходящего через несколько структурных подразделений;
- принцип горизонтального контроля, предполагающий проверку качества результата бизнес-процесса его потребителем –владельцем следующего бизнес-процесса;
- принцип системности (целостности) управления, предполагающий осуществление управления затратами по месту их возникновения;
Преимущества процессных структур:
- четкая регламентированная система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
- четкая система единоначалия –владелец процесса сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
- наделение владельцев процессов большими полномочиями, значительное повышению их отдачи;
- быстрая реакция процессных подразделений на изменение внешних условий;
- в работе руководителей стратегические проблемы доминирует над оперативными;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованы и сонаправлены.
- Высокое качество работ, тесная связь с потребителем.
- Возможность комплексной автоматизации
Недостаток процессной структуры выражается в том, что для выполнения бизнес-процесса требуются смешанные в функциональном смысле подразделения. Организация (и реорганизация!) таких подразделений и управление ими более сложная задача, чем традиционными функциональными. Однако поскольку все работники подразделения ориентированы на конечный результат бизнес-процесса, работа здесь намного более эффективна, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании с ориентацией на совершенно разные цели.
Таким образом, обобщая, можно заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.
__________________ Версия для печати
|
|