Управление по целям. Система показателей. 1. Управление
1. Управление
Любое управление предполагает наличие цели, ведь если цели нет, то нет и деятельности, это отметил еще Виссарион Белинский двести лет назад. Поэтому широко известный в менеджменте термин «управление по целям» в общей теории управления не имеет никакого смысла (это просто тавтология), а в менеджменте говорит только о том, что для эффективной деятельности предприятие должно иметь четко поставленные цели и систему управления, организующую и обеспечивающую деятельность по достижению этих целей.
Но это вопрос возник далеко не случайно. В принципе, цель любого предприятия – это достижение стабильного экономического роста и достижения и определенных социальных результатов. Но это только общая социально-экономическая цель, которая ничего не говорит о том, как она может быть достигнута [1, 2]. И каждое предприятие рыночной сферы достигает ее по-своему, идет по своему собственному пути, определяет свою миссию, создает свой продукт и выводит его на суд рынка. А потребитель голосует рублем и приносит экономический результат тому предприятию, продукция которого наиболее удовлетворяет его потребностям.
Отсюда истинная цель любого рыночного предприятия - создавать и выводить на рынок продукты, наиболее отвечающие потребностям потребителя и приносящие предприятию требуемый социальный и экономический результат. В том числе создавать и продукты, формирующие новые потребности.
При этом экономический результат определяется потребительской стоимостью продукции (включающей в себя и качество, и сроки – «дорога ложка к обеду») и затраченными ресурсами. Любой из этих показателей конечного результата имеет финансовое выражение. А если, например, срок не имеет своего финансового (или другого целевого) значения, то в данном случае он и не является показателем конечного результата. И все они неразрывно связаны: качество снижает потребительскую стоимость, но может быть приведено в соответствие вложением дополнительных ресурсов и сроков.
Один из основных конечных финансовых результатов деятельности предприятия – это выручка от реализации выпускаемой продукции за вычетом затрачиваемых ресурсов. Но любой продукт имеет ограниченный срок жизни, иногда даже менее года. Без проектов модернизации и создания новой продукции, развития, предприятие очень быстро пойдет на спад и потеряет конкурентоспособность, не выживет на рынке. И предприятие должно обеспечивать постоянную актуализацию потребительских свойств своего продукта – модернизацию и создание новых продуктов, снижение затрачиваемых ресурсов – повышение эффективности деятельности предприятия.
Собственно мы получаем три категории целей, исходящих из социально-экономических целей предприятия:
- Цели выпуска продукции;
- Цели модернизации и создания новой продукции;
- Цели развития предприятия – повышения эффективности и производительности, снижения себестоимости продукции.
Здесь вопросы выпуска – это планы тиражирования однотипной разработанной продукции, вопросы модернизации и создания новой продукции, развития предприятия – это проекты создания единичных продуктов (как внешних, так и внутренних).
Таким образом, мы должны установить цели по выпуску продукции и показатели достижения этих целей, цели по проектам новой продукции и развития, и показатели по этим целям. К сожалению, многие предприятия отдают приоритет планам выпуска продукции, используя для проектов новой продукции и развития «остаточный принцип», даже не используя при их проведении проектные технологии. В результате деятельность предприятия сводится к «залатыванию дыр», к «текучке». Для вопросов стратегического управления и развития не остается ни сил, ни времени. А стратегическое управление с постановкой дальних высоких целей позволяет эффективно достигать их в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, в то время как оперативное управление оперирует только невысокими ближними очевидными целями и не может добиться высоких результатов.
Собственно выше мы уже определили три уровня показателей предприятия:
- Социально-экономические показатели (уровень предприятия в целом)
- Экономические показатели выпуска продукции и проектов создания новой продукции и развития (уровень служб производства, разработки и развития)
- Показатели выполнения отдельных планов и проектов (уровень структурных подразделений, для средних и крупных предприятий – нескольких уровней иерархии).
В целом же мы будем иметь дерево целей и дерево показателей предприятия.