Проблемы организации, управления, и их разрешение
Можно сказать, что все управленческие проблемы – это проблемы «неразложимых целей». Целей, которые не имеют логического разрешения. Например, ситуация: прибыль предприятия стала такой, что ее не стало хватать для нормальной деятельности предприятия (не говоря уже о дивидендах собственника). Какого-либо логического метода, показывающего что требуется для выхода из этой ситуации, просто не может существовать.
Сложность здесь в том, что обычные, постоянно встречающиеся производственные проблемы хорошо известны руководителям, имеются наработанные методы их решения, и они решаются достаточно быстро и успешно. Управленческие проблемы встречаются достаточно редко. Более того, в разных условиях для их решения необходимы и разные подходы. Поэтому предприятие имеет специалистов, успешно решающих их производственные проблемы, но не может иметь специалистов, самостоятельно решающих управленческие проблемы. Для этого нужны и специфические знания, и специфический опыт, не встречающиеся в повседневной бизнес-практике предприятия. Причем изучение литературы по менеджменту ничего не дает. Во-первых, сколько авторов, столько и методик. Во-вторых, то, что хорошо для одного предприятия, может быть плохо для другого. В-третьих, методика, хорошо оправдавшая себя год назад, может быть непригодна в текущей ситуации. А иметь специалистов, владеющих такими знаниями и навыками, но применяющих их раз в год – нерентабельно, да и они, занимаясь текущей бизнес-деятельностью, очень быстро потеряют все свои знания и навыки, не соответствующие этой бизнес-деятельности.
Выход в общем-то давно известен – это привлечение консультантов специализирующихся на решение проблем организации и управления деятельностью предприятия. Однако и он проблематичен. И проблема здесь в том, что деятельность консультантов оценивается в человеко-часах, а это совсем не то, что требуется предприятию. Ему вовсе не нужно, чтобы консультанты отработали у него столько-то времени, дали такие-то рекомендации, разработали такие-то бумаги – то, что записано в договоре. Ему необходимо получить повышение эффективности деятельности предприятия, а это в договоре с консалтинговыми компаниями не прописывается. Соответственно невозможен и контроль, работы консультантов, ни адекватная приемка результатов – формально работа выполнена, а результата для предприятия нет. За рубежом, где консалтинговая практика ведется более 100 лет, результат гарантируется брендом. В России же такая система еще не сформировалась, и существует просто «раскрутка» консалтинговых компаний, раскрученные «типовые решения». Соответственно объем консалтинговых услуг на число производственного персонала в России в 10-30 раз меньше, чем в развитых странах, а производительность труда ниже в 3-4 раза (Survey of the European Management Consultants Market in 1997. FEACO PMP Research. Brussels, 1998).
Вторая проблема при привлечении консультантов в том, что они, владея теорией и практикой решения проблем (в России более чем ограниченной), не владеют ситуацией в конкретном бизнесе и конкретном предприятии. Этим вопросом владеют собственник и руководители его предприятия – здесь они эксперты и аналитики и это их прерогатива. А какие-либо громкие типовые решения – это просто «развод».
Наша компания решает отмеченные проблемы следующим образом. Во-первых, мы изучили все доступные методы повышения эффективности деятельности предприятия (а именно это цель эффективных управленческих решений), но очень быстро убедились, что таких адекватных методов, особенно комплексных, просто не существует. А частные методы, как и отмечается в литературе, очень редко работают в комплексе других, существующих в предприятии. И мы, параллельно с консалтинговой практикой, стали создавать, на базе объединения трудов теоретиков вначале менеджмента, а далее, экономики, социологии, психологии и социальной психологии, других наук, методики проведения работ по повышению эффективности деятельности предприятия. В 2010-2020 мы опубликовали более 50 статей, в списке литературу которых более 300 авторов, в том числе 12-и лауреатов Нобелевских премий по экономике: К. Эрроу (1972), Г. Саймона (1978), Р. Коуза (1991), Г. Беккера (1992), Д. Норта (1993), Дж. Акерлофа (2001), Д. Кахнемана (2002), Э. Остром и О. Уильямсона (2009), О. Харта и Б. Хольмстрома (2016), Р. Тайлера (2017).
Во-вторых, в ходе проведения наших консалтинговых проектов мы разработали четкое разделение труда между собственником, руководителями его предприятия, и консультантами. Собственник является идеологом предприятия (на нижних уровнях уполномоченные им руководители) и лицом, вырабатывающим и принимающим все решения. А консультанты оказывают ему (и уполномоченным руководителям) необходимую информационную, методическую и аналитическую поддержку, а также выполняют несвойственную бизнес-практике предприятия работу. Например, оформление организационных документов.
Наиболее полное обоснование наших методов приведено в серии 3-х статей «Практическое построение эффективного предприятия» - Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» 2020, №2 и посл. Общий объем этих статей порядка 7,5 печатных листов – в меньший объем разрешение отмеченных проблем уложить не удалось.
Для более подробной информации по вопросам разрешения организационных проблем и проблем управления достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.