ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Управление предприятием как социальной системой

Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

У нас нет конечной цели.
Мы сторонники постоянного непрерывного развития.
Фридрих Энгельс

Введение

Аналогичный эпиграфу тезис дал и Эдуард Бернштейн: «Конечная цель - ничто, движение - все» [1, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя этот тезис, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств (курсив авт.)» [2, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году, он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства, на «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [3, с. 65], «но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [4, с. 12-13]. Именно этим социальные системы, элементами которых являются люди, принципиально отличаются от механических: «механическая система – совокупность материальных точек: движущихся согласно законам классической механики; и взаимодействующих друг с другом и с телами, не включенными в эту совокупность» [5, с. 10]. Если по аналогии дать определение социальной системы, то оно примет следующий вид: социальная система – это совокупность индивидов, действующих, и взаимодействующих друг с другом и внешней средой по законам, обеспечивающим достижение целей их выживания, развития и превосходства.

При этом социальная система в целом может существовать только потому, что элементы системы – люди – осознают свою взаимозависимость, понимают, что, действуя сообща и организуя совместную деятельность, они смогут ставить высокие цели и достигать более высокие личные результаты, чем осуществляя свою деятельность вне системы. Осознают, что вне системы они просто не выживут. Соответственно, со временем, социальная система превращается в социальную организацию («комплексные системы образуют структуры, без которых они не могут существовать» [6, с. 371]) или, если элементы оказываются несовместимыми, распадаются на другие системы, присоединяются к другим системам.

Социальные системы начали развиваться как естественные объединения равноправных членов, однако с разделением труда, частной собственностью на средства производства, стали доминировать искусственные организации, учреждаемые собственниками средств производства, а их элементы стали наниматься собственником для достижения его собственных целей. В первом случае естественным мотивом деятельности людей является достижение совместных целей и развитие их организации [7]. Во втором случае люди понимают, что без средств производства они не могут достигать необходимых результатов, не могут развиваться вне системы собственника. Понимают также, что они зависят от воли собственника. Здесь мы получаем искусственную систему собственника и подчиненных индивидов со своими личными разнонаправленными целями. Организацию их деятельности, постановку целей, мотивацию, контроль и управление, приходится осуществлять извне. Именно исходя из этого и зародился менеджмент.

Однако и в искусственных организациях люди объединяются в неформальные естественные организации (группы), нормы и принципы деятельности которых, как показала практика, играют определяющую роль во всей деятельности самой организации [8]. Возможности же формальной организации, формального контроля и внешнего управления, существенно ограничены – особенно там, где деятельность слабо поддается формализации. Понятие менеджмента при осознании этого существенно изменилось и усложнилось, тогда и возникло понятие социальной системы.

Рассматривая многочисленные определения категории «система» О.С. Елкиной были поставлены вопросы, касающиеся целенаправленных систем: «кто устанавливает цели, как будет описано саморазвитие, деградация и разрушение и насколько применимо данное определение к естественным системам» [9, с. 54]. Ответы на эти и другие возникающие вопросы развития социальных систем мы постараемся привести в настоящей статье.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель социальной системы – ее развитие

2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы

3. Организация постановки цели развития социальной системы

4. Гетерархия в больших организациях

5. Движущая сила развития системы, ее целостность и саморазвитие, деградация и разрушение

6. Выводы

Литература

Ключевые слова
Менеджмент, социальная система, социальная организация, цель, развитие, видение, парадигма, организация, структура, иерархия, гетерархия, проблемы, конфликт.

                                             >> 1. Цель социальной системы – ее развитие

 


__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023