О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
16.06.2018

Управление предприятием как социальной системой

Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

У нас нет конечной цели.
Мы сторонники постоянного непрерывного развития.
Фридрих Энгельс

Введение

Аналогичный эпиграфу тезис дал и Эдуард Бернштейн: «Конечная цель - ничто, движение - все» [1, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя этот тезис, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств (курсив авт.)» [2, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году, он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства, на «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [3, с. 65], «но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [4, с. 12-13]. Именно этим социальные системы, элементами которых являются люди, принципиально отличаются от механических: «механическая система – совокупность материальных точек: движущихся согласно законам классической механики; и взаимодействующих друг с другом и с телами, не включенными в эту совокупность» [5, с. 10]. Если по аналогии дать определение социальной системы, то оно примет следующий вид: социальная система – это совокупность индивидов, действующих, и взаимодействующих друг с другом и внешней средой по законам, обеспечивающим достижение целей их выживания, развития и превосходства.

При этом социальная система в целом может существовать только потому, что элементы системы – люди – осознают свою взаимозависимость, понимают, что, действуя сообща и организуя совместную деятельность, они смогут ставить высокие цели и достигать более высокие личные результаты, чем осуществляя свою деятельность вне системы. Осознают, что вне системы они просто не выживут. Соответственно, со временем, социальная система превращается в социальную организацию («комплексные системы образуют структуры, без которых они не могут существовать» [6, с. 371]) или, если элементы оказываются несовместимыми, распадаются на другие системы, присоединяются к другим системам.

Социальные системы начали развиваться как естественные объединения равноправных членов, однако с разделением труда, частной собственностью на средства производства, стали доминировать искусственные организации, учреждаемые собственниками средств производства, а их элементы стали наниматься собственником для достижения его собственных целей. В первом случае естественным мотивом деятельности людей является достижение совместных целей и развитие их организации [7]. Во втором случае люди понимают, что без средств производства они не могут достигать необходимых результатов, не могут развиваться вне системы собственника. Понимают также, что они зависят от воли собственника. Здесь мы получаем искусственную систему собственника и подчиненных индивидов со своими личными разнонаправленными целями. Организацию их деятельности, постановку целей, мотивацию, контроль и управление, приходится осуществлять извне. Именно исходя из этого и зародился менеджмент.

Однако и в искусственных организациях люди объединяются в неформальные естественные организации (группы), нормы и принципы деятельности которых, как показала практика, играют определяющую роль во всей деятельности самой организации [8]. Возможности же формальной организации, формального контроля и внешнего управления, существенно ограничены – особенно там, где деятельность слабо поддается формализации. Понятие менеджмента при осознании этого существенно изменилось и усложнилось, тогда и возникло понятие социальной системы.

Рассматривая многочисленные определения категории «система» О.С. Елкиной были поставлены вопросы, касающиеся целенаправленных систем: «кто устанавливает цели, как будет описано саморазвитие, деградация и разрушение и насколько применимо данное определение к естественным системам» [9, с. 54]. Ответы на эти и другие возникающие вопросы развития социальных систем мы постараемся привести в настоящей статье.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель социальной системы – ее развитие

2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы

3. Организация постановки цели развития социальной системы

4. Гетерархия в больших организациях

5. Движущая сила развития системы, ее целостность и саморазвитие, деградация и разрушение

6. Выводы

Литература

Ключевые слова
Менеджмент, социальная система, социальная организация, цель, развитие, видение, парадигма, организация, структура, иерархия, гетерархия, проблемы, конфликт.

                                             >> 1. Цель социальной системы – ее развитие

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Управление предприятием как социальной системой"

14.09.2021 16:07  Денис

Необходимые и достаточные условия для управления предприятием?

14.09.2021 20:28  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Необходимые и достаточные условия для управления предприятием - это наличие предприятия и его руководителя. И в ряде наших предприятий выполняются только два эти условия. Если же говорить об эффективном управлении, то, на наш взгляд, необходим и достаточен эффективный собственник, который сможет подобрать команду, которая и организует предприятие, и будет эффективно управлять им. Что собственно и говорил и Фрэнк Найт сто лет назад в своей книге "Риск, неопределенность и прибыль" ровно сто лет назад.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Управление предприятием как социальной системой", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(164)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(195)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(225)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021