О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
16.06.2018

Управление предприятием как социальной системой

Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

У нас нет конечной цели.
Мы сторонники постоянного непрерывного развития.
Фридрих Энгельс

Введение

Аналогичный эпиграфу тезис дал и Эдуард Бернштейн: «Конечная цель - ничто, движение - все» [1, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя этот тезис, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств (курсив авт.)» [2, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году, он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства, на «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [3, с. 65], «но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [4, с. 12-13]. Именно этим социальные системы, элементами которых являются люди, принципиально отличаются от механических: «механическая система – совокупность материальных точек: движущихся согласно законам классической механики; и взаимодействующих друг с другом и с телами, не включенными в эту совокупность» [5, с. 10]. Если по аналогии дать определение социальной системы, то оно примет следующий вид: социальная система – это совокупность индивидов, действующих, и взаимодействующих друг с другом и внешней средой по законам, обеспечивающим достижение целей их выживания, развития и превосходства.

При этом социальная система в целом может существовать только потому, что элементы системы – люди – осознают свою взаимозависимость, понимают, что, действуя сообща и организуя совместную деятельность, они смогут ставить высокие цели и достигать более высокие личные результаты, чем осуществляя свою деятельность вне системы. Осознают, что вне системы они просто не выживут. Соответственно, со временем, социальная система превращается в социальную организацию («комплексные системы образуют структуры, без которых они не могут существовать» [6, с. 371]) или, если элементы оказываются несовместимыми, распадаются на другие системы, присоединяются к другим системам.

Социальные системы начали развиваться как естественные объединения равноправных членов, однако с разделением труда, частной собственностью на средства производства, стали доминировать искусственные организации, учреждаемые собственниками средств производства, а их элементы стали наниматься собственником для достижения его собственных целей. В первом случае естественным мотивом деятельности людей является достижение совместных целей и развитие их организации [7]. Во втором случае люди понимают, что без средств производства они не могут достигать необходимых результатов, не могут развиваться вне системы собственника. Понимают также, что они зависят от воли собственника. Здесь мы получаем искусственную систему собственника и подчиненных индивидов со своими личными разнонаправленными целями. Организацию их деятельности, постановку целей, мотивацию, контроль и управление, приходится осуществлять извне. Именно исходя из этого и зародился менеджмент.

Однако и в искусственных организациях люди объединяются в неформальные естественные организации (группы), нормы и принципы деятельности которых, как показала практика, играют определяющую роль во всей деятельности самой организации [8]. Возможности же формальной организации, формального контроля и внешнего управления, существенно ограничены – особенно там, где деятельность слабо поддается формализации. Понятие менеджмента при осознании этого существенно изменилось и усложнилось, тогда и возникло понятие социальной системы.

Рассматривая многочисленные определения категории «система» О.С. Елкиной были поставлены вопросы, касающиеся целенаправленных систем: «кто устанавливает цели, как будет описано саморазвитие, деградация и разрушение и насколько применимо данное определение к естественным системам» [9, с. 54]. Ответы на эти и другие возникающие вопросы развития социальных систем мы постараемся привести в настоящей статье.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель социальной системы – ее развитие

2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы

3. Организация постановки цели развития социальной системы

4. Гетерархия в больших организациях

5. Движущая сила развития системы, ее целостность и саморазвитие, деградация и разрушение

6. Выводы

Литература

Ключевые слова
Менеджмент, социальная система, социальная организация, цель, развитие, видение, парадигма, организация, структура, иерархия, гетерархия, проблемы, конфликт.

                                             >> 1. Цель социальной системы – ее развитие

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Управление предприятием как социальной системой", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Чем характеризуются производительные силы бюрократического предприятия?


05.03.2021 19:02   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Социальные отношения и производительные силы. Основные экономические формации

Производительные силы бюрократического предприятия характеризуются тем, что «заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии]. Только если ранее доминировал капиталист: увольнение было смерти подобно и рабочий трудился до потери сил, то с развитием социальной защиты стали доминировать рабочие: увольнение для рабочего уже не стало серьезной угрозой. Как отмечал Макс Вебер, «опасность увольнения в первую очередь обусловливают готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка» [Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии]. Соответственно готовность к труду стала снижаться.
И уже Фредерик Тейлор писал писал, что работник в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать выработку, во многих случаях не более одной трети или половины той, на которую он способен [Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента].
Так что производительные силы человека в результате социальной защиты упали в 2-3 раза и больше. А рост производства идет в основном за счет развития средств производства, а не производительных сил, которые только снижаются.
И бюрократия бессильна повысить производительные силы. Точнее может только путем повышения уровня оплаты труда в 2,5 и более раз выше среднерыночного, когда увольнение станет уже серьезной угрозой. Именно это сделал Генри Форд и стал величайшим в мире производителем автомобилей. У ворот его завода стояли толпы желающих поступить на работу в его завод. Однако так поднять зарплату можно только отдельным предприятиям: у остальных средний уровень оплаты, а значит и производительные силы, от этого только понизятся.




Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021