О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
16.06.2018

Управление предприятием как социальной системой

Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

У нас нет конечной цели.
Мы сторонники постоянного непрерывного развития.
Фридрих Энгельс

Введение

Аналогичный эпиграфу тезис дал и Эдуард Бернштейн: «Конечная цель - ничто, движение - все» [1, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя этот тезис, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств (курсив авт.)» [2, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году, он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства, на «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [3, с. 65], «но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [4, с. 12-13]. Именно этим социальные системы, элементами которых являются люди, принципиально отличаются от механических: «механическая система – совокупность материальных точек: движущихся согласно законам классической механики; и взаимодействующих друг с другом и с телами, не включенными в эту совокупность» [5, с. 10]. Если по аналогии дать определение социальной системы, то оно примет следующий вид: социальная система – это совокупность индивидов, действующих, и взаимодействующих друг с другом и внешней средой по законам, обеспечивающим достижение целей их выживания, развития и превосходства.

При этом социальная система в целом может существовать только потому, что элементы системы – люди – осознают свою взаимозависимость, понимают, что, действуя сообща и организуя совместную деятельность, они смогут ставить высокие цели и достигать более высокие личные результаты, чем осуществляя свою деятельность вне системы. Осознают, что вне системы они просто не выживут. Соответственно, со временем, социальная система превращается в социальную организацию («комплексные системы образуют структуры, без которых они не могут существовать» [6, с. 371]) или, если элементы оказываются несовместимыми, распадаются на другие системы, присоединяются к другим системам.

Социальные системы начали развиваться как естественные объединения равноправных членов, однако с разделением труда, частной собственностью на средства производства, стали доминировать искусственные организации, учреждаемые собственниками средств производства, а их элементы стали наниматься собственником для достижения его собственных целей. В первом случае естественным мотивом деятельности людей является достижение совместных целей и развитие их организации [7]. Во втором случае люди понимают, что без средств производства они не могут достигать необходимых результатов, не могут развиваться вне системы собственника. Понимают также, что они зависят от воли собственника. Здесь мы получаем искусственную систему собственника и подчиненных индивидов со своими личными разнонаправленными целями. Организацию их деятельности, постановку целей, мотивацию, контроль и управление, приходится осуществлять извне. Именно исходя из этого и зародился менеджмент.

Однако и в искусственных организациях люди объединяются в неформальные естественные организации (группы), нормы и принципы деятельности которых, как показала практика, играют определяющую роль во всей деятельности самой организации [8]. Возможности же формальной организации, формального контроля и внешнего управления, существенно ограничены – особенно там, где деятельность слабо поддается формализации. Понятие менеджмента при осознании этого существенно изменилось и усложнилось, тогда и возникло понятие социальной системы.

Рассматривая многочисленные определения категории «система» О.С. Елкиной были поставлены вопросы, касающиеся целенаправленных систем: «кто устанавливает цели, как будет описано саморазвитие, деградация и разрушение и насколько применимо данное определение к естественным системам» [9, с. 54]. Ответы на эти и другие возникающие вопросы развития социальных систем мы постараемся привести в настоящей статье.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель социальной системы – ее развитие

2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы

3. Организация постановки цели развития социальной системы

4. Гетерархия в больших организациях

5. Движущая сила развития системы, ее целостность и саморазвитие, деградация и разрушение

6. Выводы

Литература

Ключевые слова
Менеджмент, социальная система, социальная организация, цель, развитие, видение, парадигма, организация, структура, иерархия, гетерархия, проблемы, конфликт.

                                             >> 1. Цель социальной системы – ее развитие

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Управление предприятием как социальной системой", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

04.10.2020 17:39   Владислав К.   Статья: Модели систем управления организацией

А в чем специфика социальной модели управления?


04.10.2020 20:18   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Модели систем управления организацией

Специфика социальной модели управления в том, что ни человеком, ни тем более социальной организацией "управлять" невозможно. Можно только создать такие социальные отношения, такую организацию деятельности и такой институт ("правила игры" - Дуглас Норт), при которых цели коллектива в большей или меньшей степени ориентированы на достижение целей предприятия. И координировать достижение этих целей.



Наши новые статьи

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020