Организационная культура. 9. Развитие организационной культуры
9. Развитие организационной культуры
Организационная культура призвана обеспечить достижение цели, поставленной перед организацией. Однако само понятие цели далеко неоднозначно, и цель может рассматриваться с самых различных точек зрения. Во-первых, с точки зрения собственника организации, ее руководителя, или ее членов. Во-вторых, это могут быть личные цели, цели организации (точнее руководителя, только человек может быть носителем цели) и общественные цели. Для наглядности их система сведена в Таблицу 2.
Таблица 2. Система целей в организации.
|
Собственник |
Руководитель организации
|
Члены организации
|
Личные цели |
Дивиденды Престиж |
Оплата Престиж |
Оплата
Интересная и престижная работа Перспективы роста
Хороший моральный климат |
Цели организации |
Рыночная стоимость организации |
Обеспечение экономической эффективности
Реализация видения
Развитие организации |
Развитие организации, престиж организации |
Общественные цели |
Размер рыночной ниши |
Реализация миссии Расширение рыночной ниши |
|
Из таблицы видно, что просто взять и задать цель невозможно, необходимы базовые представления о том, что первично, а что вторично, необходимы базовые цели и идеалы.
Цели организации, миссию и видение организации задает собственник, руководитель обеспечивает достижение поставленных целей, отвечает за их достижение, но при этом он никогда не забывает о своих личных целях. Само достижение поставленных целей лежит в руках членов организации, у которых так же имеются и свои личные цели. Таким образом, создание соответствующей культуры необходимо, в первую очередь, собственнику и руководителю организации, ее лидеру. Во-вторых, она необходима и всем членам организации для достижения коллективных целей. Цели руководителя и коллектива близки, но все же различаются, и нельзя пускать развитие организационной культуры на самотек. Как раз организационная культура и должна обеспечивать баланс целей на базе выработанных базовых представлений и идеалов.
Как отмечалось выше, основой организационной культуры, как и основой самой организации, является цель и вера в достижение поставленной цели. Это два обязательных условия существования организации. Причем, как опять же отмечалось выше, вера может быть основана как на вере в поставленную цель, вере в ее плодотворность, так и на вере в лидера, вере в то, что именно он приведет организацию к успеху. Если же организация уже добилась успеха, то основой веры уже является не личность лидера, а та организация деятельности, которая привела к успеху, именно эта организация и становится организационной культурой, культурой, уже оторванной от лидера, уже сама организационная культура определяет лидера, ведет его по пути, который принес успех. Однако: «Длительная история успеха приводит к образованию прочно укоренившихся в сознании всех работников представлений и, как следствие, мощной культуры» [10]. Гибкость, адаптивность организации теряется.