Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Организационный порядок02.07.2013 Еще в 20-х годах прошлого века Керженцев указал три взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных научных направления теории управления: 1) Изучение личного фактора производства, человека с точки зрения максимальной эффективности его работы; 2) Изучение вещественных факторов производства (обстановки, орудий, материалов, и т.д.);
3) Изучение организационных методов. В третьем направлении он сформулировал ряд признаков организационного порядка: установление цели и задач организации, выбор типа организации; выработка плана и методов работы, использование людских и материальных ресурсов, постановка учета и контроля и некоторые другие [1]. В современном понимании «Для достижения общих целей организации мы должны поставить предметные цели и в области выпускаемой продукции, и в области самой организации – ее материально-технической базы, кадров, формального организационного порядка, формирования организационной культуры и направленности самоорганизации коллектива, и в области внешней среды» [2].
Организационный порядок понимается или в узком смысле, как формальный: «Организационный порядок (он же — нормативный, так как задается определенными нормами, нормативами, оптимальными стандартами) обеспечивает системе гомеостатическую устойчивость (способность противостоять воздействию извне в целях самосохранения)» [3]. Или в широком смысле, как реально действующий в организации (зачастую существенно отличаясь от формально провозглашенного): «ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - система долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между организациями (а также между подразделениями и людьми как членами организаций) по поводу осуществления их функций». [4].
Предметные цели организации – это номенклатура и объемы выпускаемой продукции, заданные потребительские свойства продукции – стандарты качества и стандарты обслуживания. Организационный порядок – это требуемый порядок достижения поставленных целей (целеосуществление) организацией, имеющей свои материальные ресурсы и кадры. Это, в широком смысле, реальный порядок, обеспечивающий максимальную эффективность компании.
В большинстве компаний формальный организационный порядок строится именно на достижении целей организации и включает различные утвержденные нормы, положения, инструкции, регламенты. Но внутренние нормы и принципы деятельности человека строится на достижении его собственных личных целей. И здесь заложено явное противоречие, которое приводит к тому, что формальный организационный порядок так и остается чисто формальным, пылится в шкафах, а работа идет так как считают нужным сами сотрудники. И при возникновении вопросов они обращаются не к регламентам и положениям, а к руководству. Реально действующий организационный порядок не соответствует формальному и эффективность организации далека от требуемой.
Выход здесь только один: строить формальный организационный порядок таким образом, что бы он был ориентирован и на цели организации, и на цели ее членов. Тогда формальный организационный порядок со временем, если организация будет достигать своих целей (а соответственно и целей ее членов), станет и внутренним организационным порядком ее членов (обеспечивающим им достижение их личных целей).
Основой этого является то, чтобы члену организации ставилась бы реальная цель с предвидимым результатом (с учетом качества) и установленным вознаграждением (что отмечал еще и Фредерик Тейлор, получивший, за счет этого, повышение производительности труда в разы). Вознаграждение члена организации должно соответствовать достигаемому им результату, быть заранее известным, и выплачиваться, по Тейлору, не позднее чем через месяц после получения задания.
К сожалению, в российской практике это не норма, а скорее исключение. В большинстве организаций ведется повременная оплата, или повременно-премиальная. Однако в последнем случае размер премии привязан к завершению календарных периодов времени и определяется по субъективным показателям и заранее не оговаривается члену организации.
Список литературы
1. У истоков НОТ: забытые дискуссии и нереализованные идеи // сост. Э.Б. Корицкий; ред. Е.Е. Жукова. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1990. 3. Кузнецова М.А.. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. — Волгоград: Изд-во ВолГУ,2004 г. 4. Российская социологическая энциклопедия // Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 г. __________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Организационный порядок"
09.12.2020 13:39 Анна
Организационный порядок в социальных системах?
| 09.12.2020 18:21 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Организационный порядок по-разному формируется и проводится в жизнь в естественных (например, группа туристов, неформальная строительная бригада) и искусственных (например предприятия и их структурные подразделения) социальных системах.
В естественных системах организационный порядок формируется самими членами группы. Он обеспечивает постановку и достижение общих целей.
В искусственных системах организационный порядок также формируется самими членами группы, но под необходимостью выполнения формальных требований руководства (как писанных, так и неписаных) - формального организационного порядка, как соответствующих интересам персонала, так и несоответствующим. При этом требования соответствующие интересам персонала, непосредственно принимаются коллективом и становятся атрибутами организационного порядка (реального, а не формального), а несоответствующие им - не становятся - исполняются только под страхом обнаружения отклонений и наказания.
При этом номинальный формальный организационный порядок предприятия как формальной механистической организации ориентирован на достижение целей предприятия, а реальный неформальный порядок предприятия как социальной системы - на достижение целей членов производственных и руководящих групп, общих целей этих групп.
| 23.02.2021 10:45 Вадим
Чем отличаются термины "организационный порядок", организационная культура", "институт"?
| 23.02.2021 16:22 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Устоявшейся терминологии нет, соответственно каждый автор раскручивает то, что ему кажется выгоднее. На наш взгляд и "организационный порядок", и организационная культура", и "институт", и "правила игры", не имеют принципиальных отличий из-за которых нужно вести какие-то споры.
| 24.12.2021 14:55 Юлия
Что все-таки ближе термину "организационный порядок": "организационная культура" или "институт"?
| 24.12.2021 17:09 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Термину "организационный порядок" полностью соответствует термин "институт" эквивалентный термину "правила игры" [Дуглас Норт]. Термин "организационная культура" также соответствует, но он может иметь и несколько более широкое толкование.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организационный порядок", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|