О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.10.2014

Эффективная стратегия и культура

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №10 2014 г.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов 
 
Введение
 
Достижение поставленной цели зависит не только от того, сколько в это будет вложено ресурсов, но и от принятой стратегии достижения поставленной цели. Одна стратегия может позволить достичь цель быстро и с экономией ресурсов, другая – еле-еле достичь цель, а третья – может вообще завести в тупик.
Эффективная стратегия должна обеспечивать наиболее эффективное достижение цели, поставленной перед предприятием. Но стратегию разрабатывают люди со своей собственной культурой: принципами, нормами, интересами… В идеале, стратегия должна соответствовать интересам собственника и тем целям, которые он поставил и обеспечивать наиболее эффективное их достижение. Однако при слабой организационной культуре может оказаться так, что разработанная стратегия будет соответствовать интересам тех людей, которые ее и разрабатывали (а в одиночку собственнику стратегию не разработать), и обеспечивать в основном их собственные интересы.
 
Стратегия и культура
 
Как правило, статьи по стратегии не касаются вопросов культуры, а статьи по культуре не касаются вопросов стратегии. Однако это вряд ли правомерно, ведь стратегию разрабатывают люди, имеющую свою внутреннюю культуру: принципы, и нормы, от которых во многом зависит стратегия, которая будет ими разработана. Если культура разработчиков будет направлена на достижение целей предприятия, разработанная стратегия будет так же направлена на достижение целей предприятия. Если же нет, то и стратегия не будет направлена на достижение целей предприятия, она будет направлена на достижение целей самих разработчиков стратегии. Соответственно от реализации такой стратегии ничего хорошего для предприятия априори не выйдет.
Формирование культуры – вопрос руководителя и даже собственника, (культура руководителя – это первостепенный вопрос собственника). Культура, как требуется собственнику, должна формироваться на достижение тех целей, которые он ставит перед предприятием. А значит и на практическую реализацию такой стратегии. Сформированная культура должна соответствовать политикам (принципам, нормам, правилам, …) принятым в действующей стратегии.

При этом предприятию невозможно разработать эффективную стратегию если оно не имеет организационной культуры, направленной на достижение целей предприятия. Невозможно и эффективно проводить разработанную стратегию в жизнь, если принятые в стратегии политики не соответствуют организационной культуре.
 
Таким образом, если мы ставим перед предприятием новые цели и разрабатываем стратегию их достижения, нам необходимо учитывать организационную культуру предприятия. А если они не соответствуют друг другу - закладывать в стратегию мероприятия по изменению организационной культуры в требуемом направлении. И проводником этих изменений может быть только собственник (или руководитель предприятия, но только в том случае, если он сам имеет соответствующую культуру).
 
Постановка цели предприятия
 
Особо остро стоит вопрос с постановкой цели. Цель должна быть реально достижимой. Но действующая культура оказывает огромное влияние на масштаб достижимой цели. Если реальная культура направлена в основном на достижение целей коллектива (работа с прохладцей, длительные перекуры, чаепития, и т.д.), то невозможна и постановка серьезных целей – с такой культурой их не достичь.
Таким образом, цель предприятия должна быть не просто достижимой (ведь чем менее значительна цель, тем она более достижима), а той, которая должна обеспечить максимальную эффективность и конкурентоспособность предприятия – максимально-достижимой [1].

Цель, которая необходима для конкурентоспособности предприятия, можно оценить по выработке на человека среди предприятий в своей отрасли. Ориентироваться, конечно, нужно на показатели приближающиеся к максимальным, а лучше и выше максимальных, с опорой на развитые страны.
Цель, которую предприятие может реально достичь, определяется действующей культурой, действующей организацией и системой управления (во многом и определяющим культуру), и конечно, материально-технической частью (но данный вопрос не по теме статьи). При этом известно, что до 80% нашего отставания в эффективности деятельности от развитых стран (а это отставание в 3-4 раза) идет как раз из за несовершенной организации деятельности, вторая причина - неэффективное управление [2].

Основное, при постановке цели - это достижение соглашения с коллективом. Более высокие цели предприятия, достигаемые и за счет более эффективного использования времени сотрудников (сокращения перекуров, чаепитий и т.д.), должны приносить и более высокие результаты самим сотрудникам. Чтобы они знали, за что они борются повышая организацию своей деятельности, что бы они поняли свой интерес. Иначе они не только бороться за это не будут, а даже будут создавать препятствия и постановке, и реализации высоких целей.
Разрыв в этих двух значениях цели (с ориентировкой на максимальную по отрасли и с ориентировкой на действующую культуру и организацию) говорит о том, что предприятие может, и должно, прежде, чем ставить цель и разрабатывать стратегию ее достижения, решить вопросы с культурой, системой управления и организацией деятельности. А реально предприятие должно определить свои политики в этом направлении, свои силы в области формирования новой культуры, новой системы управления и организации деятельности, поставить новую высокую цель (во временной динамике: формирование требуемой культуры – длительный процесс), разработать стратегию ее достижения с первоочередными работами по формированию новой культуры, новой организации деятельности, новой системы управления. Только так оно может добиться постановки и достижения высокой цели, высокой эффективности и конкурентоспособности предприятия.
 
Окончание статьи: Предприятия не имеют целейРазработка стратегии и формирование соответствующей культуры
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективная стратегия и культура"Стр. <<   1 2

26.11.2019 19:52  Павел Р.

В чем заключается стратегия изменения культуры организации?

26.11.2019 22:22  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Прежде чем говорить о стратегии изменения культуры организации, необходимо определить саму цель изменения культуры, ведь стратегия – это только путь достижения поставленной цели. Например, если культура ориентирована на достижение личных целей персонала, то результаты компании будут низкими. А раз так, то и средств на оплату труда будет меньше – будут меньше и личные результаты персонала. Если поставлена цель повышения результатов компании за счет соответствующего изменения культуры, то стратегия следующая.

  • Во-первых, сформировать личностные мотивы деятельности персонала направленные на достижение высоких результатов компании. Объяснить персоналу эту систему мотивации, показать рост личных результатов при новой системе мотивации.
  • Во-вторых, внедрить эту систему в практическую деятельность.
  • В-третьих, обеспечить реальное повышение и личных результатов, и результатов компании, при деятельности по новой системе – только при этом может произойти реальное изменение культуры.

Эта стратегия соответствует трем стадиям проведения изменений Курта Левина: «разморозка» (готовность изменения старой культуры), проведение изменений, «заморозка» (принятие новой культуры). А конкретная цель наполняет эти стадии конкретным содержанием.



Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная стратегия и культура", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020