|
ООО "КОРПСИС" +7 (495) 998-85-99
|
|
|
|
Стратегическое управление некоммерческими организациямиНекоммерческие организации в России являются широко распространенным явлением, и это несмотря на то, что закон «О некоммерческих организациях» был принят только в 1996г. Отметим основные положения этого закона. Статья 24 п.2.: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации». Однако, при этом: «Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации» (Статья 26 п.3.).
Отметим, далее, Статью 11 Закона «Об образовании» п.1., которого гласит: «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».
Основой некоммерческой организации является цель, для достижения которой она создается. Так, например, автономная некоммерческая организация создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (Статья 10 п.1.). Но требуется четкая конкретная цель, а не «намерения», «Некоммерческие организации не могут не понимать, что добрые намерения не заменят собой организацию, принципы лидерства и ответственности, эффективную работу и высокие результаты. Для всего этого необходим менеджмент, который, в свою очередь, начинается с формулирования миссии соответствующей организации… Некоммерческие организации склонны к самовнушению, подменяя реальный результат «декларациями о намерениях». Именно поэтому самые дальновидные руководители некоммерческих организаций постарались четко определять, какие изменения вне организации следует рассматривать как «результаты» ее деятельности, и сосредоточили свои усилия на достижении этих результатов» [Питер Друкер «Энциклопедия менеджмента»].
Таким образом, основой системы стратегического управления некоммерческими организациями, собственно говоря, так же как и коммерческими, являются цель и миссия организации. Отличие только в том, что личная прибыль уже не является целью организации, и это большой плюс с точки зрения мотивации коллектива организации. Цель некоммерческой организации является непосредственным выражением ее миссии. Однако не надо забывать и слова Линдэлла Урвика «Если узкий круг руководителей предприятия пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано, — эти люди сами ослабляют свою власть и подчиненные это чувствуют. Такое руководство неизбежно обанкротится, так как проигнорировало «общий интерес» — главное оправдание права командовать другими».
Четко сформулировав миссию организации можно представить видение организации, такой организации, которая сможет исполнять свою миссию и достичь поставленную цель. Ну а далее, частные стратегические цели и разработать программы практического реализации видения – программы практического построения организации.
Некоммерческим учреждениям также требуются «единицы измерения эффективности» в ряде областей, специфических для выполняемой ими миссии. Точно так же, как для оценки состояния здоровья и трудоспособности человека необходимо выполнить определенные манипуляции, так и для оценки «состояния здоровья и трудоспособности» предприятия нужно выполнить ту или иную совокупность измерений. Категория эффективности — это неотъемлемая составляющая деятельности предприятия и его руководства. Эффективность нужно регулярно измерять и непрерывно повышать [Питер Друкер «Энциклопедия менеджмента»].
Такими показателями эффективности деятельности могут быть показатели исполнения проектов, частные стратегические цели и основная цель, поставленная перед организацией. Все эти показатели являются ориентирами, которые требуется достичь для достижения поставленной цели, позволяют создать четкую систему стратегического управления, модель которой приведена в статье «Как построить эффективную организацию». Тут надо только отметить, что изменения во внутренней и внешней среде могут потребовать коррекции предварительно заданных показателей, а, при значительных изменениях, и коррекции стратегии организации. А, при достижении поставленной цели организации, постоянно поднимать планку, ставить и достигать все более и более высоких результатов.
В некоммерческие организации с четко сформулированной общественно важной целью и миссией часто приходят люди с альтруистичными мотивами, добровольцы, готовые служить обществу даже бесплатно, многие бизнесмены безвозмездно финансируют некоммерческие организации. Все это формирует новые общественные отношения, человеческие отношения взаимной поддержки и взаимовыручки. Однако, особенно во время становления некоммерческих организаций, надо учитывать приведенные выше слова Линдэлла Урвика, иначе Вас могут просто использовать нечистоплотные руководители, создающие организации для достижения своих личных целей. __________________ Версия для печати
:
|
|
|
|