О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.11.2021

Мотивация к следованию бизнес-процессам

Как отмечал еще Макс Вебер, у человека в его деятельности доминирует личный интерес. И в предприятии его деятельность может осуществляться только тогда, когда она взаимовыгодна и предприятию, и человеку, когда осуществляется реципрокный взаимовыгодный обмен [Жемчуговы, 2020]. Если такой обмен нарушается хоть одной из сторон, она ищет и находит другие варианты на рынке труда, контракт расторгается.

Для того, чтобы деятельность человека в предприятии была направлена на интересы предприятия, на исполнение заданий и распоряжений руководства,  человеку необходимы соответствующие мотивы — необходима соответствующая институциональная среда — соответствующие правила игры сторон. Формальный институт, формируемый предприятием показывает «как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [Норт, 2010, с. 84] – только «как должна». Ведь «нам важно, как агенты применяют правила игры, а не то, каковы эти правила» [Остром, с. 90]. По Дугласу Норту институциональная система (среда) предприятия должна включать формальные положения, направленные на достижение целей предприятия, систему мониторинга этих положений, которая требуется для применения санкций (наказаний) за отклонения, а также стимулы к применению этих санкций [Норт, 1997]. Необходима именно система, поскольку все ее составляющие взаимозависимы. Система бизнес-процессов предприятия является одной из составляющих институциональной системы и она должна соответственно включать:

  1. Формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия.
  2. Положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов.
  3. Стимулы и мотивы к применению санкций.

С другой стороны, разработчики бизнес-процессов говорят о том, что внедрение бизнес-процессов (проведение необходимых изменений) должно проводиться силами менеджмента предприятия — необходима применяемая в предприятии внешняя мотивация на базе KPI или какой-либо другой. Опять же с отмеченными пп. 2–3 положениями. И мы будем иметь уже две автономные несогласованные, но взаимозависимые системы стимулов. Причем, как на время внедрения, так и на время поддержки бизнес-процессов. Предсказать к каким последствиям может привести такая «лоскутная» система стимулов практически невозможно, но то, что эти последствия негативны (дисфункциональность деятельности и снижение управляемости) и очевидно, и показано лауреатами Нобелевской премии 2016 года Оливером Хартом и Бенгтом Холстремом. Невозможно и предсказать какие положения системы бизнес-процессов будут имплементированы — практически внедрены в деятельность предприятия и станут реальными правилами игры, и с какими издержками. Только одним из основный препятствий в развитии российских предприятий, отмечаемых в нашей литературе — это низкий уровень внедрения инноваций [Козлова; Подплетенная; Воронина]. И это касается не только России и не только внедрения бизнес-процессов: так «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал “чрезмерно раздутой”)» [Минцберг и др., с. 166]. Причина в том, что самые правильные положения, направленные на достижение целей предприятия не соответствуют личным интересам персонала и не имплементируются в правила его игры. Бизнес-процессы, стратегии, создаются, но не имеют необходимых стимулов и мотивов для того, чтобы персоналу было выгодно им следовать — ему более выгодно нарушать и не исполнять их.

Таким образом все разрабатываемые формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия должны включать и положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов и стимулы и мотивы к применению санкций. Должны разрабатываться так, чтобы персонал имел стимулы и мотивы для следования положениям бизнес-процессов. Только так можно построить систему мотивации бизнес-процессов — только встроив ее в саму систему.

Литература

Воронина В.Н. 2013. Конкурентная среда и состояние рынка сбыта для современного российского приборостроения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 13. С. 23–27.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2020. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. ВИНИТИ РАН, 10.08.2020, № 44.

Козлова Е.Д. 2014. Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. № 1. С. 102–105.

Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. 2013. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. М.: Альпина Паблишер.

Норт Д. 1997. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА».

Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.

Подплетенная А.А. 2015. Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 9. С. 15.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Мотивация к следованию бизнес-процессам"

27.11.2021 19:47  Роман

Где в бизнес-процессах прописывают положения контроля и стимулирования их положений?

27.11.2021 21:37  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Регламенты бизнес-процессов как правило не включают положений контроля и стимулирования их положений. Контроль - это возможные отдельные бизнес-процессы, оценка и стимулирование - это в основном неформальные институциональные положения.
Это объясняется тем, что, как отмечали лауреаты Нобелевских премий по экономике Л. Гурвиц, Д. Норт, Э. Остром, деятельность персонала определяется не отдельными регламентами, а всей системой институтов (Норт), положений (Остром), множеством выборов (Гурвиц). Важна вся окружающая человека среда.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Мотивация к следованию бизнес-процессам", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021