ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(300)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(175)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(361)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Мотивация к следованию бизнес-процессам

Статья 2023 года "Мотивация персонала предприятия"

Как отмечал еще Макс Вебер, у человека в его деятельности доминирует личный интерес. И в предприятии его деятельность может осуществляться только тогда, когда она взаимовыгодна и предприятию, и человеку, когда осуществляется реципрокный взаимовыгодный обмен [Жемчуговы, 2020]. Если такой обмен нарушается хоть одной из сторон, она ищет и находит другие варианты на рынке труда, контракт расторгается.

Для того, чтобы деятельность человека в предприятии была направлена на интересы предприятия, на исполнение заданий и распоряжений руководства,  человеку необходимы соответствующие мотивы — необходима соответствующая институциональная среда — соответствующие правила игры сторон. Формальный институт, формируемый предприятием показывает «как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [Норт, 2010, с. 84] – только «как должна». Ведь «нам важно, как агенты применяют правила игры, а не то, каковы эти правила» [Остром, с. 90]. По Дугласу Норту институциональная система (среда) предприятия должна включать формальные положения, направленные на достижение целей предприятия, систему мониторинга этих положений, которая требуется для применения санкций (наказаний) за отклонения, а также стимулы к применению этих санкций [Норт, 1997]. Необходима именно система, поскольку все ее составляющие взаимозависимы. Система бизнес-процессов предприятия является одной из составляющих институциональной системы и она должна соответственно включать:

  1. Формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия.
  2. Положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов.
  3. Стимулы и мотивы к применению санкций.

С другой стороны, разработчики бизнес-процессов говорят о том, что внедрение бизнес-процессов (проведение необходимых изменений) должно проводиться силами менеджмента предприятия — необходима применяемая в предприятии внешняя мотивация на базе KPI или какой-либо другой. Опять же с отмеченными пп. 2–3 положениями. И мы будем иметь уже две автономные несогласованные, но взаимозависимые системы стимулов. Причем, как на время внедрения, так и на время поддержки бизнес-процессов. Предсказать к каким последствиям может привести такая «лоскутная» система стимулов практически невозможно, но то, что эти последствия негативны (дисфункциональность деятельности и снижение управляемости) и очевидно, и показано лауреатами Нобелевской премии 2016 года Оливером Хартом и Бенгтом Холстремом. Невозможно и предсказать какие положения системы бизнес-процессов будут имплементированы — практически внедрены в деятельность предприятия и станут реальными правилами игры, и с какими издержками. Только одним из основный препятствий в развитии российских предприятий, отмечаемых в нашей литературе — это низкий уровень внедрения инноваций [Козлова; Подплетенная; Воронина]. И это касается не только России и не только внедрения бизнес-процессов: так «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал “чрезмерно раздутой”)» [Минцберг и др., с. 166]. Причина в том, что самые правильные положения, направленные на достижение целей предприятия не соответствуют личным интересам персонала и не имплементируются в правила его игры. Бизнес-процессы, стратегии, создаются, но не имеют необходимых стимулов и мотивов для того, чтобы персоналу было выгодно им следовать — ему более выгодно нарушать и не исполнять их.

Таким образом все разрабатываемые формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия должны включать и положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов и стимулы и мотивы к применению санкций. Должны разрабатываться так, чтобы персонал имел стимулы и мотивы для следования положениям бизнес-процессов. Только так можно построить систему мотивации бизнес-процессов — только встроив ее в саму систему.

Литература

Воронина В.Н. 2013. Конкурентная среда и состояние рынка сбыта для современного российского приборостроения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 13. С. 23–27.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2020. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. ВИНИТИ РАН, 10.08.2020, № 44.

Козлова Е.Д. 2014. Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. № 1. С. 102–105.

Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. 2013. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. М.: Альпина Паблишер.

Норт Д. 1997. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА».

Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.

Подплетенная А.А. 2015. Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 9. С. 15.

15.11.2021


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023