Мотивация к следованию бизнес-процессам
Статья 2023 года "Мотивация персонала предприятия"
Как отмечал еще Макс Вебер, у человека в его деятельности доминирует личный интерес. И в предприятии его деятельность может осуществляться только тогда, когда она взаимовыгодна и предприятию, и человеку, когда осуществляется реципрокный взаимовыгодный обмен [Жемчуговы, 2020]. Если такой обмен нарушается хоть одной из сторон, она ищет и находит другие варианты на рынке труда, контракт расторгается.
Для того, чтобы деятельность человека в предприятии была направлена на интересы предприятия, на исполнение заданий и распоряжений руководства, человеку необходимы соответствующие мотивы — необходима соответствующая институциональная среда — соответствующие правила игры сторон. Формальный институт, формируемый предприятием показывает «как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [Норт, 2010, с. 84] – только «как должна». Ведь «нам важно, как агенты применяют правила игры, а не то, каковы эти правила» [Остром, с. 90]. По Дугласу Норту институциональная система (среда) предприятия должна включать формальные положения, направленные на достижение целей предприятия, систему мониторинга этих положений, которая требуется для применения санкций (наказаний) за отклонения, а также стимулы к применению этих санкций [Норт, 1997]. Необходима именно система, поскольку все ее составляющие взаимозависимы. Система бизнес-процессов предприятия является одной из составляющих институциональной системы и она должна соответственно включать:
-
Формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия.
-
Положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов.
-
Стимулы и мотивы к применению санкций.
С другой стороны, разработчики бизнес-процессов говорят о том, что внедрение бизнес-процессов (проведение необходимых изменений) должно проводиться силами менеджмента предприятия — необходима применяемая в предприятии внешняя мотивация на базе KPI или какой-либо другой. Опять же с отмеченными пп. 2–3 положениями. И мы будем иметь уже две автономные несогласованные, но взаимозависимые системы стимулов. Причем, как на время внедрения, так и на время поддержки бизнес-процессов. Предсказать к каким последствиям может привести такая «лоскутная» система стимулов практически невозможно, но то, что эти последствия негативны (дисфункциональность деятельности и снижение управляемости) и очевидно, и показано лауреатами Нобелевской премии 2016 года Оливером Хартом и Бенгтом Холстремом. Невозможно и предсказать какие положения системы бизнес-процессов будут имплементированы — практически внедрены в деятельность предприятия и станут реальными правилами игры, и с какими издержками. Только одним из основный препятствий в развитии российских предприятий, отмечаемых в нашей литературе — это низкий уровень внедрения инноваций [Козлова; Подплетенная; Воронина]. И это касается не только России и не только внедрения бизнес-процессов: так «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал “чрезмерно раздутой”)» [Минцберг и др., с. 166]. Причина в том, что самые правильные положения, направленные на достижение целей предприятия не соответствуют личным интересам персонала и не имплементируются в правила его игры. Бизнес-процессы, стратегии, создаются, но не имеют необходимых стимулов и мотивов для того, чтобы персоналу было выгодно им следовать — ему более выгодно нарушать и не исполнять их.
Таким образом все разрабатываемые формальные положения бизнес-процессов деятельности предприятия должны включать и положения мониторинга — выявления информации, требующейся для применения санкций (неформальных норм) за отклонения от положений бизнес-процессов и стимулы и мотивы к применению санкций. Должны разрабатываться так, чтобы персонал имел стимулы и мотивы для следования положениям бизнес-процессов. Только так можно построить систему мотивации бизнес-процессов — только встроив ее в саму систему.
Литература
Воронина В.Н. 2013. Конкурентная среда и состояние рынка сбыта для современного российского приборостроения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 13. С. 23–27.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2020. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. ВИНИТИ РАН, 10.08.2020, № 44.
Козлова Е.Д. 2014. Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. № 1. С. 102–105.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. 2013. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. М.: Альпина Паблишер.
Норт Д. 1997. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА».
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
Подплетенная А.А. 2015. Выход российской продукции приборостроения на рынки развивающихся стран: возможности в условиях санкций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 9. С. 15.