ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1217)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Решение проблемы иррационального использования активов

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

4.3. Решение проблемы иррационального использования активов

В предыдущем разделе показано, что рыночная стоимость производимого продукта включает три составляющие: себестоимость продукта планируемую принципалом, добавленный продукт определяемый принципалом, и добавленный продукт, определяемый агентом. В классической теории эта рыночная стоимость неизвестна агенту, а оплата его труда определяется исходя из рыночной стоимости рабочей силы. Именно это определяет тот факт, что агенту выгодно использовать свои остаточные права контроля активов в личных целях, а не в интересах предприятия, повышая добавленный продукт предприятия, определяемый агентом. Ему выгоднее создавать личный добавленный (к оплате его труда предприятием) продукт даже с нанесением ущерба предприятию.

Второй подход может показать теория заинтересованных сторон, которая рассматривает собственника и наемный персонал как две заинтересованные стороны, каждая из которых приносит предприятию свой результат. И это возможно, если принять, что результат деятельности предприятия – это не прибыль, а средства оплаты труда – это издержки производства. Принять, что результат предприятия – это суммарный добавленный продукт принципала и агента. А величина его известна – разница между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью (здесь средства оплаты труда в нее не входит). Такой вариант описывали еще А. Смит и А. Маршалл. Это вариант, «при которой труд и капитал получают какую-то определенную долю в продукте» [12, с. 1894]. Физический капитал (его амортизация) входит в себестоимость, а вклад человеческого капитала принципала и агента (стоимость добавленных ими продуктов) при постановке целей определяются в согласованной пропорции. Если при этом создаются новые нематериальные активы (новый физический капитал), то результаты от их использования (собственность на них) также согласовано распределяются между сторонами).

Здесь принципал, специализирующийся на использовании продуктов агента, всегда обладает большей полнотой информации о реализации продукта, производимого агентом лучше, чем сам агент. Соответственно и принципал обладает остаточными правами контроля активов агента (производимого агентом продукта). Эту часть результата принципал рассматривает как полученную за счет своего человеческого капитала и, соответственно, как свою собственность. В такой системе принципал и агент – это партнеры. В партнерской системе остаточные права контроля активов партнеров – собственность на них – объединяется за счет раскрытия информации о предвидимой реализации продукта агенту и согласованно распределяется между принципалом и агентом. Если эта информация не раскрывается, или раскрывается с асимметрией, то партнерской системы быть не может.

Подобный подход находит некоторое частичное применение в отдельных малых предприятиях в которых агент ведет свой рыночный проект и получает процент от его реализации, в отношениях собственника с руководителем предприятия и топ-менеджерами (как выплаты им процента от прибыли предприятия), в отделах реализации продукции (как выплаты процента от стоимости реализованной продукции). Однако этот процент в большинстве или, не велик, или имеет ограничение сверху абсолютной суммы, или величины самого процента при высоких результатах21, соответственно это не приносит большого мотивирующего эффекта.

В такой партнерской системе агент имеет самый сильный и прямой мотив действовать в интересах предприятия – мотив прав собственности на результаты деятельности предприятия. При этом он заинтересован как в использовании остаточных прав контроля как своих человеческих активов, так и получаемых от принципала физических, в интересах предприятия – непосредственно заинтересован в использовании своих остаточных прав контроля активов в интересах предприятия: заинтересован во всех инновациях, в постановке максимальных целей предприятия. В такой системе оплата агента привязана к результату, и агенту выгодно использовать свои остаточные права контроля активов для достижения результата принципала. Принимать максимальную, исходя из своих ресурсов, цель (самопланирование). Линия поведения агента здесь также определяется справедливостью [24]. И возможны следующие варианты.

  1. Агент может оценить насколько справедливо распределяется результат, но власть в этом вопросе у принципала, и агент выбирает соответствующую линию своего поведения:
  • если считает распределение справедливым – использует свои остаточные права контроля активов в интересах принципала становясь внутренним предпринимателем.
  • если несправедливым – то становится «теневым» внутренним предпринимателем, используя активы принципала в своих интересах, зачастую с нанесением принципалу ущерба. Однако, если он видит, что его личные результаты выше среднерыночных, то этот эффект снижается – агент дорожит своей работой предприятии – сама работа в предприятии становиться его ценностью.
  1. Агент имеет информацию о рынке труда
  • Если агент, исходя из информации на рынке труда считает оплату справедливой – он использует свои остаточные права контроля активов в интересах принципала (для получения им максимальной выручки от реализации продукции) становясь внутренним предпринимателем.
  • если несправедливой – то в партнерской системе, в отличие от административной (см. раздел), оплата будет «несправедливой» и для принципала, и для агента. И агент, ставя цели (предвидимые результаты и средства их достижения) совместно с принципалом и видя такое положение, принимают решение о проведении изменений в продуктах, средствах производства и технологиях, организации. При этом, как показывают и теория, и практика, в случае падения результатов предприятия персонал не считает несправедливостью даже снижение уровня оплаты труда ниже среднерыночного уровня – правила справедливости не соответствуют нормам благотворительности [29, с. 733].

Таким образом решение первой проблемы развития предприятия – это создание такого базиса организации деятельности, при котором интересы наемного персонала деятельности будут совпадать с интересами предприятия. В итоге – создание организации, базисом которой будут права собственности наемного персонала на результаты его деятельности.

Таким образом, высокие результаты предприятия (сверх среднерыночной прибыли) могут достигаться введением в нем партнерской системы. Однако следует отметить, что это не единственный способ получения сверхприбылей. Например, предприятия, разрабатывающие природные ресурсы, могут иметь высокие результаты за счет низких цен на природные ресурсы, которые оно разрабатывает. Или, за счет высоких отпускных цен на свою продукцию по госзаказам. И здесь уже работает не рынок, а государственное регулирование. Точнее регулирование госчиновниками, лично не являющимися заинтересованными сторонами ни с той, ни с другой стороны (если не считать коррупционной составляющей). Еще один фактор сверхприбылей – это ноу-хау, дающие конкурентные преимущества. Однако и здесь, если предприятие начинает занимать существенную часть рынка, включается государственное антимонопольное регулирование. Во всех этих случаях основные усилия собственника направляются на работу с госчиновникам, определяющими результаты предприятия, а не на работу с персоналом. Один из собственников такого предприятия прямо сказал нам, что вопросы повышения эффективности за счет организации деятельности и мотивации персонала его не интересуют, более того, если за счет этого его прибыль будет подниматься, то будет сложнее вести переговоры с госчиновниками – они начнут повышать цены на ресурсы или понижать на продукцию.

Если же вернуться к рыночной экономике, то для достижения высоких результатов необходимо соответствующим образом провести целеполагание – определить предвидимые результаты и средства их достижения.

__________________

21 Как отмечал Фредерик Тейлор, «почти все предприниматели заранее определяют максимальную сумму платы, которая, по их мнению, может быть заработана в день каждым из различных классов рабочих, занятых в их предприятии,— все равно, работают ли эти рабочие поденно или сдельно» [27, с. 17] – исходя не из их выработки, а из рыночной стоимости труда и личных предпочтений.

4.2. Расширенное понимание проблемы иррационального использования активов << СОДЕРЖАНИЕ >> 5. Решение второй проблемы – неразложимости целей предприятия

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023