О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Решение проблемы иррационального использования активов

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

4.3. Решение проблемы иррационального использования активов

В предыдущем разделе показано, что рыночная стоимость производимого продукта включает три составляющие: себестоимость продукта планируемую принципалом, добавленный продукт определяемый принципалом, и добавленный продукт, определяемый агентом. В классической теории эта рыночная стоимость неизвестна агенту, а оплата его труда определяется исходя из рыночной стоимости рабочей силы. Именно это определяет тот факт, что агенту выгодно использовать свои остаточные права контроля активов в личных целях, а не в интересах предприятия, повышая добавленный продукт предприятия, определяемый агентом. Ему выгоднее создавать личный добавленный (к оплате его труда предприятием) продукт даже с нанесением ущерба предприятию.

Второй подход может показать теория заинтересованных сторон, которая рассматривает собственника и наемный персонал как две заинтересованные стороны, каждая из которых приносит предприятию свой результат. И это возможно, если принять, что результат деятельности предприятия – это не прибыль, а средства оплаты труда – это издержки производства. Принять, что результат предприятия – это суммарный добавленный продукт принципала и агента. А величина его известна – разница между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью (здесь средства оплаты труда в нее не входит). Такой вариант описывали еще А. Смит и А. Маршалл. Это вариант, «при которой труд и капитал получают какую-то определенную долю в продукте» [12, с. 1894]. Физический капитал (его амортизация) входит в себестоимость, а вклад человеческого капитала принципала и агента (стоимость добавленных ими продуктов) при постановке целей определяются в согласованной пропорции. Если при этом создаются новые нематериальные активы (новый физический капитал), то результаты от их использования (собственность на них) также согласовано распределяются между сторонами).

Здесь принципал, специализирующийся на использовании продуктов агента, всегда обладает большей полнотой информации о реализации продукта, производимого агентом лучше, чем сам агент. Соответственно и принципал обладает остаточными правами контроля активов агента (производимого агентом продукта). Эту часть результата принципал рассматривает как полученную за счет своего человеческого капитала и, соответственно, как свою собственность. В такой системе принципал и агент – это партнеры. В партнерской системе остаточные права контроля активов партнеров – собственность на них – объединяется за счет раскрытия информации о предвидимой реализации продукта агенту и согласованно распределяется между принципалом и агентом. Если эта информация не раскрывается, или раскрывается с асимметрией, то партнерской системы быть не может.

Подобный подход находит некоторое частичное применение в отдельных малых предприятиях в которых агент ведет свой рыночный проект и получает процент от его реализации, в отношениях собственника с руководителем предприятия и топ-менеджерами (как выплаты им процента от прибыли предприятия), в отделах реализации продукции (как выплаты процента от стоимости реализованной продукции). Однако этот процент в большинстве или, не велик, или имеет ограничение сверху абсолютной суммы, или величины самого процента при высоких результатах21, соответственно это не приносит большого мотивирующего эффекта.

В такой партнерской системе агент имеет самый сильный и прямой мотив действовать в интересах предприятия – мотив прав собственности на результаты деятельности предприятия. При этом он заинтересован как в использовании остаточных прав контроля как своих человеческих активов, так и получаемых от принципала физических, в интересах предприятия – непосредственно заинтересован в использовании своих остаточных прав контроля активов в интересах предприятия: заинтересован во всех инновациях, в постановке максимальных целей предприятия. В такой системе оплата агента привязана к результату, и агенту выгодно использовать свои остаточные права контроля активов для достижения результата принципала. Принимать максимальную, исходя из своих ресурсов, цель (самопланирование). Линия поведения агента здесь также определяется справедливостью [24]. И возможны следующие варианты.

  1. Агент может оценить насколько справедливо распределяется результат, но власть в этом вопросе у принципала, и агент выбирает соответствующую линию своего поведения:
  • если считает распределение справедливым – использует свои остаточные права контроля активов в интересах принципала становясь внутренним предпринимателем.
  • если несправедливым – то становится «теневым» внутренним предпринимателем, используя активы принципала в своих интересах, зачастую с нанесением принципалу ущерба. Однако, если он видит, что его личные результаты выше среднерыночных, то этот эффект снижается – агент дорожит своей работой предприятии – сама работа в предприятии становиться его ценностью.
  1. Агент имеет информацию о рынке труда
  • Если агент, исходя из информации на рынке труда считает оплату справедливой – он использует свои остаточные права контроля активов в интересах принципала (для получения им максимальной выручки от реализации продукции) становясь внутренним предпринимателем.
  • если несправедливой – то в партнерской системе, в отличие от административной (см. раздел), оплата будет «несправедливой» и для принципала, и для агента. И агент, ставя цели (предвидимые результаты и средства их достижения) совместно с принципалом и видя такое положение, принимают решение о проведении изменений в продуктах, средствах производства и технологиях, организации. При этом, как показывают и теория, и практика, в случае падения результатов предприятия персонал не считает несправедливостью даже снижение уровня оплаты труда ниже среднерыночного уровня – правила справедливости не соответствуют нормам благотворительности [29, с. 733].

Таким образом решение первой проблемы развития предприятия – это создание такого базиса организации деятельности, при котором интересы наемного персонала деятельности будут совпадать с интересами предприятия. В итоге – создание организации, базисом которой будут права собственности наемного персонала на результаты его деятельности.

Таким образом, высокие результаты предприятия (сверх среднерыночной прибыли) могут достигаться введением в нем партнерской системы. Однако следует отметить, что это не единственный способ получения сверхприбылей. Например, предприятия, разрабатывающие природные ресурсы, могут иметь высокие результаты за счет низких цен на природные ресурсы, которые оно разрабатывает. Или, за счет высоких отпускных цен на свою продукцию по госзаказам. И здесь уже работает не рынок, а государственное регулирование. Точнее регулирование госчиновниками, лично не являющимися заинтересованными сторонами ни с той, ни с другой стороны (если не считать коррупционной составляющей). Еще один фактор сверхприбылей – это ноу-хау, дающие конкурентные преимущества. Однако и здесь, если предприятие начинает занимать существенную часть рынка, включается государственное антимонопольное регулирование. Во всех этих случаях основные усилия собственника направляются на работу с госчиновникам, определяющими результаты предприятия, а не на работу с персоналом. Один из собственников такого предприятия прямо сказал нам, что вопросы повышения эффективности за счет организации деятельности и мотивации персонала его не интересуют, более того, если за счет этого его прибыль будет подниматься, то будет сложнее вести переговоры с госчиновниками – они начнут повышать цены на ресурсы или понижать на продукцию.

Если же вернуться к рыночной экономике, то для достижения высоких результатов необходимо соответствующим образом провести целеполагание – определить предвидимые результаты и средства их достижения.

__________________

21 Как отмечал Фредерик Тейлор, «почти все предприниматели заранее определяют максимальную сумму платы, которая, по их мнению, может быть заработана в день каждым из различных классов рабочих, занятых в их предприятии,— все равно, работают ли эти рабочие поденно или сдельно» [27, с. 17] – исходя не из их выработки, а из рыночной стоимости труда и личных предпочтений.

4.2. Расширенное понимание проблемы иррационального использования активов << СОДЕРЖАНИЕ >> 5. Решение второй проблемы – неразложимости целей предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?


19.03.2020 21:44   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020