О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Эффективность деятельности малой группы

Начало статьи

1.4. Эффективность деятельности малой группы

 

Малая группа имеет максимальную эффективность когда ее деятельность направлена на достижение коллективного результата. Однако, как отмечал еще З. Фрейд, «надо, как мне думается, считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные, тенденции и у большого количества людей они достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе» [68, с. 114]. Ведь «имея несколько членов команды, каждый из них имеет стимул обманывать друг друга <…> В результате общая производительность команды снижается» [54, с. 781]. И при этом, конечно, «никто не захочет быть «лохом»15 [63]. Соответственно «участники придерживаются стратегии сотрудничества до тех пор, пока все остальные придерживаются этой же стратегии. Если кто-либо отступает от правил, то, как утверждает модель, все остальные немедленно и навсегда также бросают их выполнять» [63, с. 183-184]. Поэтому «любая альтруистичная система внутренне нестабильна, поскольку она не защищена от злоупотреблений со стороны эгоистичных индивидуумов, готовых ее эксплуатировать» [42, 197]. «Альтруистическое поведение, за исключением альтруизма по отношению к очень близким родственникам (прямым потомкам и братьям и сестрам), не является жизнеспособным» [49, с. 92]. Из-за злоупотреблений группа, конечно, может даже погибнуть, но «вымирание группы — процесс медленный по сравнению с чрезвычайно оживленной конкуренцией на уровне индивидуумов. Даже в то время, пока данная группа медленно и неотвратимо катится под откос, эгоистичные индивидуумы достигают кратковременного процветания за счет альтруистов» [42, с. 43]. Система же эгоизма стабильна и устойчива даже вплоть до гибели предприятия.

Таким образом, если не принимать специальных мер, альтруистическая группа вырождается в эгоистическую. «Даже в группе альтруистов почти наверное будет некое диссидентское меньшинство, которое откажется приносить какие бы то ни было жертвы. Если в группе имеется хоть один эгоистичный бунтовщик, готовый эксплуатировать альтруизм остальных ее членов, то он, по определению, имеет больше шансов выжить и оставить потомство, чем другие. Каждый из его потомков будет наследовать его эгоистичные черты. После нескольких поколений такого естественного отбора «альтруистичная группа» будет наводнена эгоистичными индивидуумами и станет неотличимой от эгоистичной группы» [42, с. 42]. А в эгоистической группе доминирует рыночная экономика с большими трансакционными издержками. Правда необходимо отметить, что социальная группа включает не только производственные коммуникации, но и личные. И здесь могут быть группы с близкими личными интересами, элементами непроизводственной экономикой дара. Вопросы эффективности такой группы рассмотрены в разделе 1.5. Здесь же отметим, что «рыночная экономика есть следствие конкуренции таких людей, когда каждый преследует прежде всего свой собственный интерес и балансирует даваемые и получаемые полезности, в чем как раз и состоит чудесный секрет автономного, «естественного» функционирования рыночного механизма» [51]. И эгоистичная группа будет функционировать в некотором аналоге рыночной экономики обмена. Только сам обмен не производит новых ценностей, он только перераспределяет уже созданные, только стимулирует создание новых ценностей. А их эффективное создание возможно только в коллективной деятельности.

Исходя из изложенного эффективность малой группы зависит от того, какие экономические отношения в ней сформированы. Если это преимущественно альтруистическая группа с экономикой дара, то эффективность ее деятельности максимальна. Ее результат определяется тем, насколько четко определены права собственности участников на результаты деятельности группы (насколько они мотивированы на коллективный результат), и как альтруизм и экономика дара в этой группе поддерживаются – как поддерживается этот институт, который характеризуется тем, что, как писал, Г. Беккер16, «многие люди ограничены моральными и этическими соображениями и что они не совершают преступлений, когда это выгодно и когда нет опасности их обнаружения» [60, с. 5].

Если же это группа, члены которой не имеют прав собственности на результаты ее деятельности, то это потенциально эгоистическая группа, ее эффективность определяется системой внешнего стимулирования и тем, какие отношения у группы с обществом: группа может осуществлять альтруизм и в том случае, когда она видит, что ее деятельность общественно необходима, приносит пользу и обществу в целом. Поэтому здесь очень важна внутренняя мотивация коллектива на общественно необходимые социальные цели, на общественное предназначение предприятия – на исполнение его миссии. Только при этом возможно общественно необходимое предпринимательство при котором «возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это – критерий общественной значимости задачи» [56, с. 228]. Только это может обеспечить сплочение группы, внутренний альтруизм, направленные осознанную общественно необходимую цель группы. А для альтруистической группы такая общественно необходимая цель еще более повысит ее сплоченность и эффективность.

Дружеские партнерские отношения в сплоченном коллективе – как социуме – позволяют существенно изменить характер и саму суть коллективного труда. Это четко показал Р. Оуэн, которого капиталисты того времени не поддержали. Но в наше время такие отношения начинают иметь особую важность, поскольку начинает доминировать неформализуемвые интеллектуальные результаты деятельности, наладить рыночный обмен которыми в процессе коллективной деятельности наладить очень затруднительно, даже невозможно.

Если общеразделяемая цель группы найдена – найдены средства ее достижения – определены предвидимые результаты, согласованы права собственности участников на эти результаты, группа сплочена на достижение этой цели, то целеосуществление осуществляется на базе института экономики дара. При этом необходима поддержка этого института, ведь единственный способ побудить и производить высококачественный производственный ресурс — вознаградить его в соответствии с окончательной выручкой [70, с. 221]. Именно окончательной выручкой, а не какими либо формальными суррогатными показателями. Вопрос только в том, как определить вознаграждение каждого. «Если участники имеют равные капитал и отдачу, то самым простым решением было бы поровну разделить всю сумму, которую необходимо вложить, и подсчитать общий доход. Если же вклады неравные, то здесь добиться согласия труднее, хотя можно использовать разные правила справедливости, чтобы сократить время и усилия и прийти к общему согласию» [69, с. 28].

Рассмотрим этот вопрос применительно к производственным группам в следующем разделе.

____________________

15 «Быть слишком доверчивыми очень опасно» [69].

16 Г. Беккер – лауреат Нобелевской премии 1992 года «За исследования широкого круга проблем человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением».

1.3.Трансакции дара и обмена << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Принципы создания эффективной малой группы

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"

26.12.2020 21:44  Виталий

Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?

26.12.2020 22:33  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы.
Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021