Эффективная организация деятельности предприятия. Командно-административная система
Начало статьи
2.2. Командно-административная система
2.2.1. Целеполагание, в командно-административной системе. Трансакция рационирования
Трансакция рационирования – это единственная из всех рассмотренных трансакций, которая в управлении предприятия может применяться непосредственно, при целеполагании в командно-административной системе, в которой целеполагание директивно по определению, данному А.А. Аузану: «Трансакция рационирования – это распределение полномочий, инициируемое претендентами на права и (или) ресурс, но осуществляемое третьей стороной. Фактически речь идет о спецификации прав собственности. Правовое положение претендентов на некие права и (или) ресурс и рафинирующего субъекта, как и в трансакции является асимметричным. В ходе трансакции рационирования происходит наделение (распределение) богатства претендентов при их активной роли» [88, с. 71].
Собственно целеполагание – это две трансакции рационирования. Первая – это постановка цели предприятия. И здесь наемный менеджмент заинтересован в постановке минимальных целей с максимальным обеспечением ресурсами, заинтересован в теневом предпринимательстве. А поскольку собственник не может обладать полнотой информации на местах, и не может владеть вопросами достижения цели лучше, чем руководители на местах22 [89], он может ставить цели только «от достигнутого», путем экстраполяции, с небольшим повышением, зачастую не компенсирующим инфляцию23. Активная роль собственника заключается в постановке максимальных целей и выделении минимальных ресурсов. наемного менеджмента – в постановке минимальных, и с максимальным обеспечением ресурсами. Понятно, что такое целеполагание не позволяет получить от предприятия тех результатов, которые оно может выдавать в действительности при раскрытии и использовании всего своего потенциала. Результатом первой части трансакции целеполагания является принятая цель предприятия как его предвидимый результат выделенные средства на ее достижение. Эта часть имеет явные признаки торга. Но решение принимает собственник.
Вторая часть целеполагания – это определение того, какую часть работ должен провести каждый из менеджеров и распределение между ними выделенных ресурсов. Здесь также имеет место определенный торг, и окончательное решение также принимает собственник.
В командно-административной системе помочь принятию реальных целей и высокой эффективности могут только разделяемые коллективом социально значимые необходимые цели предприятия, или цели, подготовка к достижению которых требует существенного повышения человеческого капитала участников – их профессионального развития.
Так что в командно-административной системе результаты предприятия будут намного меньше потенциальных. Но при этом отдельные управляющие могут даже сколотить себе состояние. [4; 90]. Особенно это происходит в том случае, если собственником является «государство». С другой стороны такое положение имеет место даже в том случае, если сам собственник является руководителем предприятия, только уже на уровнях топ-менеджеров и более нижних. Но здесь остаточные права контроля активов наемным менеджментом существенно ограничены и имеют доминирующее значение только в очень крупных предприятиях.
Основной частью экономической функции собственности является процесс управления: «до какой степени субъект управляет капиталом, до такой он и является собственником-капиталистом» [91, с. 207]. Ведь «субъект управления (он же – субъект развития) ставит задачи (управленческие задачи) прежде всего для самого себя, а не для кого-то еще» [92, с. 35]. Подобную ситуацию Джеймс Бернхем в своей одноименной книге назвал «Менеджерской революцией» [90]. Основная информация о возможностях предприятия находится у менеджмента и к командно-административной системе основное (теневое) целеполагание производит менеджмент в своих личных интересах без учета интересов собственника. Соответственно официально устанавливаемые цели предприятия при командно-административной системе существенно занижены.
____________________
22 За счет существенной асимметрию информации собственник практически не имеет информации о положении «на местах» – имеет ее в основном из докладов менеджеров – и именно менеджмент диктует собственнику цели предприятия.
23 И. Ансофф писал: «несмотря на то, что технология стратегического планирования существует уже почти двадцать лет, в настоящее время большинство фирм отдает предпочтение менее хлопотному и менее сложному долгосрочному экстраполятивному планированию» [7, с. 66].