Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Удаленная разработка организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»
Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»
Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»
Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»
Основные публикации
|
|
Начало статьи
2.3. Предприятие. Кооперационная и партнерская организация
2.3.1. Кооперация
Кооперативная форма предприятия базируется не на наемном труде – это объединение капиталов (физических и человеческих) нескольких индивидов, которые объединяются в группу для достижения общих целей. Именно эта общность целей обеспечивает то, что внутренняя деятельность участников носит альтруистический характер направленный на достижение целей их предприятия.
Акционированные и кооперативные предприятия базируются не на внешней мотивации, а на собственности менеджмента и рядового персонала на средства производства и результаты деятельности предприятия, где каждый является предпринимателем и лично заинтересован в результатах деятельности предприятия. Перспективность такого направления отметил еще А. Маршалл, однако он же говорил, что «кооперативная система редко реализовывалась во всей своей полноте, а ее частичное применение до сих пор не обнаружило сколько-нибудь заметных успехов» [5, с. 1011-1012]. Причина в том, что «большинство акционеров не считают себя собственниками предприятия и не считаются таковыми. Они собственники лишь по форме, а по существу всего лишь кредиторы, и этот факт признается как ими самими, так и функционерами корпорации» [35, с. 339]. А уже в конце прошлого века Р. Михельс писал: «История производственных кооперативов обнаруживает следующую дилемму: или они погибают от раздора и бессилия, вызванного правом вмешательства слишком многих, или они подчиняются воле одного лица или немногих, утрачивая при этом свойственный им кооперативный характер. <…> Источником, питающим эту тенденцию в производственных кооперативах, является то обстоятельство, что они представляют собой <…> объединения лиц, чьи личные права уменьшаются по мере увеличения кооператива за счет принятия новых членов» [111, с. 84]. В иерархических организациях «концентрация власти в руках относительно немногих <…> с естественной необходимостью приводит к частому злоупотреблению ею» [111, с. 85]. А «одним из симптомов социального распада и причиной социального раскола является вырождение меньшинства, ранее способного руководить благодаря своим творческим потенциям, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря грубой силе» [112, с. 464].
Первый кооператив был создан в 1769 году двенадцатью ткачами в местечке Фенуик (Шотландия) [113]. Однако производственные кооперативы не могли успешно конкурировать с крупными промышленными предприятиями, а организация же крупных кооперативов была скорее исключением – если кооперативы и выживали, то в основном – малочисленные.
Таким образом в малых предприятиях кооперативная форма организации деятельности за счет личной заинтересованности обеспечивает минимальные трансакционные издержки и максимальную эффективность деятельности. Однако при увеличении размера акционированные и кооперативные предприятия чаще всего скатываются к институтам традиционного господства М. Вебера, даже не рациональной бюрократии. О предпринимательстве персонала в таких крупных предприятиях говорить не приходится.
Вопрос организации деятельности больших групп рассмотрим в разделе 1.6.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"
26.12.2020 21:44 Виталий
Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?
| 26.12.2020 22:33 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы. Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|