Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Удаленная разработка организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»
Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»
Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»
Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»
Основные публикации
|
|
Начало статьи
4.5. Выводы по разделу 4. Институты, необходимые для эффективного корпоративного управления
Единого для всех и на все случаи института предприятия не существует. Искать его – это тоже самое, что искать философский камень. Каждый институт характеризуется необходимой и достаточной системой ключевых положений, определяющих и деятельность предприятия, и его относительные результаты. Основным ключевым положением современных предприятий является частная собственность на активы предприятия и достигаемые им результаты, которыми распоряжается собственник предприятия разделяя их на дивиденды, средства развития предприятия и средства оплаты труда персонала. При этом средства оплаты труда зачастую приравнивают к издержкам производства, что подразумевает необходимость их максимального сокращения и обуславливает конфликт труда и капитала.
Альтернативный (и известный еще со времен Адама Смита) подход заключается в том, что достигаемые предприятием результаты являются совместной собственностью собственника предприятия и наемного персонала, которые согласованно распределяются между ними. В этом случае конфликт между трудом и капиталом отсутствует – обе стороны заинтересованы в постановке максимальных (с учетом текущей и предвидимой ситуации) целей и достижении максимального результата. При этом пропорция распределения может и согласовываться сторонами, и директивно задаваться собственником. При этом чем больше для средств оплаты труда – тем более будет направлена деятельность персонала на постановку и достижение максимальных целей предприятия.
Другой составляющей базиса института предприятия является его миссия – предназначение предприятия. Наиболее эффективные предприятия имеют предназначением не прибыль предприятия, у удовлетворение интересов заинтересованных сторон. В первую очередь собственника предприятия, коллектива предприятия, потребителя производимой продукции, общества в целом.
На отмеченном базисе строится надстройка – формальная и неформальная организация деятельности.
При этом институты невозможно проектировать и внедрять исходя лишь из рационального понимания их эффективности. Основа текущего института всегда базируется на его истории – на его деятельности и его достижениях. Поэтому положения нового института должны базироваться во-первых, на понимании истории и, во-вторых, на понимании того, что новые ключевые положения принесут более высокие результаты коллективу. В противном случае эти положения не приживутся и будут отторгнуты.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"
26.12.2020 21:44 Виталий
Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?
| 26.12.2020 22:33 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы. Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|