О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.12.2019

Эффективная организация и ее организационная документация. Бюрократическое предприятие

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

Начало статьи

3.2. Бюрократическое предприятие

В начале прошлого века Макс Вебер ввел понятие бюрократической системы, не имеющей ограничений на ее размер. Как отметил Роберт Мертон: «Бюрократия является вторичной групповой структурой, предназначенной осуществлять определенную деятельность, которая не может быть удовлетворительно исполнена на основе критериев первичной группы» [22, с. 335]. И основные черты бюрократии, такие как единоначалие (а не консенсус) и свод обязательных для исполнения законов, и позволили обеспечить жизнеспособность реальных предприятий, которые могут быть организованы только иерархически [7]. При этом обязательность выполнения законов предполагает санкции за их нарушение – бюрократическая организация держится на санкциях.

Управляет бюрократическим предприятием уже собственник предприятия, а не коллектив. И предприятие должно иметь формальную организацию, в первую очередь – контракты с наемным персоналом. Но такой контракт, как правило, не включает положений совместной деятельности. «Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя» [34, с. 42]. Подчиненный, «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [25, с. 41–42]. Соответственно контракт является неполным [35]. Поэтому организация совместной деятельности должна строиться на организационных принципах и нормах совместной деятельности – на основе формальной организационной документации.

Основное отличие организации предприятия от самоорганизации малой группы состоит в том, что в малой группе принципы и нормы деятельности (институт) вырабатывает сама группа и они нацелены на достижение максимального результата членов группы. При организации предприятия нормы и принципы деятельности формулирует собственник исходя из своих личных целей. При этом институт предприятия формируется исходя и из внешних организационных документов, и из личных интересов персонала. Только внешние нормы, не соответствующие этим интересам, не принимаются коллективом. На их исполнение влияет только внешний контроль и внешние санкции.

Отличается внутренняя организация предприятия и от рыночной организации: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [34, с. 38]. Однако достаточно ограниченно: «Часто можно видеть, что фирма характеризуется властью решать вопросы по распоряжению, властью или дисциплинарными мерами, превосходящими те, которые доступны на обычном рынке. Это заблуждение. Фирма не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми. <…> К экономической организации предъявляются два ключевых требования – измерение производительности вводимых ресурсов и вознаграждение за их использование» [29, с. 777-778]. При этом результаты деятельности отдельных подразделений и сотрудников «не имеют денежной ценности на рынке» [36, с. 72] и измерение этих результатов не может быть объективным с точки зрения целей предприятия. Персонал имеет мотивацию не на рыночные результаты предприятия, а на отмеченные необъективные показатели или на субъективную оценку своего личного результата руководителем – на угодничество. Соответственно «проблема стимулирования – это фундаментальная проблема формальных организаций и сознательных организационных усилий» [7, с. 137]. А без решения этой проблемы «бюрократическое учреждение – это предприятие, не ориентированное на извлечение прибыли» [36, с. 121]. На конечные результаты предприятия ориентирован только собственник, который и должен соответствующим образом организовывать, свое предприятие, управлять им .

Проблемой является и целеполагание: наемные руководители заинтересованы в принятии минимальных планов с максимальным обеспечением ресурсами, а собственник не может устанавливать адекватные планы, поскольку не может обладать необходимой для этого полнотой информации на местах.

Основная причина всех проблем бюрократической системы в том, что бюрократия, как отмечал Роберт Мертон, является только лишь вторичной системой. В чистом же виде «бюрократия» – это «механистическая система» [37, p. 103]. Чарльз Барнард писал: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [7]. В малых группах неформальная организация сама может обеспечить жизнеспособность, порядок и стабильность. Но одна лишь формальная организация не может обеспечить жизнеспособность ни малых, ни больших групп.

3.1. Малая неформальная группа, кооператив << СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.3. Бюрократическое предприятие с консенсуальной организацией

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация и ее организационная документация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?


19.03.2020 21:44   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020