О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.12.2019

Эффективная организация и ее организационная документация. Бюрократическое предприятие

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

Начало статьи

3.2. Бюрократическое предприятие

В начале прошлого века Макс Вебер ввел понятие бюрократической системы, не имеющей ограничений на ее размер. Как отметил Роберт Мертон: «Бюрократия является вторичной групповой структурой, предназначенной осуществлять определенную деятельность, которая не может быть удовлетворительно исполнена на основе критериев первичной группы» [22, с. 335]. И основные черты бюрократии, такие как единоначалие (а не консенсус) и свод обязательных для исполнения законов, и позволили обеспечить жизнеспособность реальных предприятий, которые могут быть организованы только иерархически [7]. При этом обязательность выполнения законов предполагает санкции за их нарушение – бюрократическая организация держится на санкциях.

Управляет бюрократическим предприятием уже собственник предприятия, а не коллектив. И предприятие должно иметь формальную организацию, в первую очередь – контракты с наемным персоналом. Но такой контракт, как правило, не включает положений совместной деятельности. «Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя» [34, с. 42]. Подчиненный, «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [25, с. 41–42]. Соответственно контракт является неполным [35]. Поэтому организация совместной деятельности должна строиться на организационных принципах и нормах совместной деятельности – на основе формальной организационной документации.

Основное отличие организации предприятия от самоорганизации малой группы состоит в том, что в малой группе принципы и нормы деятельности (институт) вырабатывает сама группа и они нацелены на достижение максимального результата членов группы. При организации предприятия нормы и принципы деятельности формулирует собственник исходя из своих личных целей. При этом институт предприятия формируется исходя и из внешних организационных документов, и из личных интересов персонала. Только внешние нормы, не соответствующие этим интересам, не принимаются коллективом. На их исполнение влияет только внешний контроль и внешние санкции.

Отличается внутренняя организация предприятия и от рыночной организации: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [34, с. 38]. Однако достаточно ограниченно: «Часто можно видеть, что фирма характеризуется властью решать вопросы по распоряжению, властью или дисциплинарными мерами, превосходящими те, которые доступны на обычном рынке. Это заблуждение. Фирма не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми. <…> К экономической организации предъявляются два ключевых требования – измерение производительности вводимых ресурсов и вознаграждение за их использование» [29, с. 777-778]. При этом результаты деятельности отдельных подразделений и сотрудников «не имеют денежной ценности на рынке» [36, с. 72] и измерение этих результатов не может быть объективным с точки зрения целей предприятия. Персонал имеет мотивацию не на рыночные результаты предприятия, а на отмеченные необъективные показатели или на субъективную оценку своего личного результата руководителем – на угодничество. Соответственно «проблема стимулирования – это фундаментальная проблема формальных организаций и сознательных организационных усилий» [7, с. 137]. А без решения этой проблемы «бюрократическое учреждение – это предприятие, не ориентированное на извлечение прибыли» [36, с. 121]. На конечные результаты предприятия ориентирован только собственник, который и должен соответствующим образом организовывать, свое предприятие, управлять им .

Проблемой является и целеполагание: наемные руководители заинтересованы в принятии минимальных планов с максимальным обеспечением ресурсами, а собственник не может устанавливать адекватные планы, поскольку не может обладать необходимой для этого полнотой информации на местах.

Основная причина всех проблем бюрократической системы в том, что бюрократия, как отмечал Роберт Мертон, является только лишь вторичной системой. В чистом же виде «бюрократия» – это «механистическая система» [37, p. 103]. Чарльз Барнард писал: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [7]. В малых группах неформальная организация сама может обеспечить жизнеспособность, порядок и стабильность. Но одна лишь формальная организация не может обеспечить жизнеспособность ни малых, ни больших групп.

3.1. Малая неформальная группа, кооператив << СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.3. Бюрократическое предприятие с консенсуальной организацией

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация и ее организационная документация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как связаны понятия «цель» и «стратегия»?


21.06.2020 10:12   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте

Вначале необходимо привести два определения стратегии. Самое первое определение стратегии предприятия Альфреда Чандлера:
Цитата:
«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»

И более подробное определение Джеймса Куинна характеризующее составляющие стратегии:

Цитата:
«Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики»

Оба определения совершенно правилиные, только необходимо одно существенное уточнение. Эти определения ничего не говорят о том, исходя из чего определяются основные цели деятельности. А они определяются из принятой главной цели предприятия, о чем писал еще Чарльз Барнард. Так, если главная цель предприятия - это прибыль - у него будут одни основные цели и одна стратегия. Если это будет захват доли рынка - это будут другие основные цели и другая стратегия. Если это будет подготовка к продаже предприятия - это будут третьи основные цели и третья стратегия.

Главная цель предприятия определяет стратегию: основные (частные) цели, политики (принципы, нормы, средства) ее достижения, и конкретные программы (планы) их достижения.


Большое спасибо!
Все стало понятно!



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020