ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Эффективная организация и ее организационная документация. Бюрократическое предприятие

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

Начало статьи

3.2. Бюрократическое предприятие

В начале прошлого века Макс Вебер ввел понятие бюрократической системы, не имеющей ограничений на ее размер. Как отметил Роберт Мертон: «Бюрократия является вторичной групповой структурой, предназначенной осуществлять определенную деятельность, которая не может быть удовлетворительно исполнена на основе критериев первичной группы» [22, с. 335]. И основные черты бюрократии, такие как единоначалие (а не консенсус) и свод обязательных для исполнения законов, и позволили обеспечить жизнеспособность реальных предприятий, которые могут быть организованы только иерархически [7]. При этом обязательность выполнения законов предполагает санкции за их нарушение – бюрократическая организация держится на санкциях.

Управляет бюрократическим предприятием уже собственник предприятия, а не коллектив. И предприятие должно иметь формальную организацию, в первую очередь – контракты с наемным персоналом. Но такой контракт, как правило, не включает положений совместной деятельности. «Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя» [34, с. 42]. Подчиненный, «за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя» [25, с. 41–42]. Соответственно контракт является неполным [35]. Поэтому организация совместной деятельности должна строиться на организационных принципах и нормах совместной деятельности – на основе формальной организационной документации.

Основное отличие организации предприятия от самоорганизации малой группы состоит в том, что в малой группе принципы и нормы деятельности (институт) вырабатывает сама группа и они нацелены на достижение максимального результата членов группы. При организации предприятия нормы и принципы деятельности формулирует собственник исходя из своих личных целей. При этом институт предприятия формируется исходя и из внешних организационных документов, и из личных интересов персонала. Только внешние нормы, не соответствующие этим интересам, не принимаются коллективом. На их исполнение влияет только внешний контроль и внешние санкции.

Отличается внутренняя организация предприятия и от рыночной организации: «Роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [34, с. 38]. Однако достаточно ограниченно: «Часто можно видеть, что фирма характеризуется властью решать вопросы по распоряжению, властью или дисциплинарными мерами, превосходящими те, которые доступны на обычном рынке. Это заблуждение. Фирма не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми. <…> К экономической организации предъявляются два ключевых требования – измерение производительности вводимых ресурсов и вознаграждение за их использование» [29, с. 777-778]. При этом результаты деятельности отдельных подразделений и сотрудников «не имеют денежной ценности на рынке» [36, с. 72] и измерение этих результатов не может быть объективным с точки зрения целей предприятия. Персонал имеет мотивацию не на рыночные результаты предприятия, а на отмеченные необъективные показатели или на субъективную оценку своего личного результата руководителем – на угодничество. Соответственно «проблема стимулирования – это фундаментальная проблема формальных организаций и сознательных организационных усилий» [7, с. 137]. А без решения этой проблемы «бюрократическое учреждение – это предприятие, не ориентированное на извлечение прибыли» [36, с. 121]. На конечные результаты предприятия ориентирован только собственник, который и должен соответствующим образом организовывать, свое предприятие, управлять им .

Проблемой является и целеполагание: наемные руководители заинтересованы в принятии минимальных планов с максимальным обеспечением ресурсами, а собственник не может устанавливать адекватные планы, поскольку не может обладать необходимой для этого полнотой информации на местах.

Основная причина всех проблем бюрократической системы в том, что бюрократия, как отмечал Роберт Мертон, является только лишь вторичной системой. В чистом же виде «бюрократия» – это «механистическая система» [37, p. 103]. Чарльз Барнард писал: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [7]. В малых группах неформальная организация сама может обеспечить жизнеспособность, порядок и стабильность. Но одна лишь формальная организация не может обеспечить жизнеспособность ни малых, ни больших групп.

3.1. Малая неформальная группа, кооператив << СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.3. Бюрократическое предприятие с консенсуальной организацией

 


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025