Эффективная организация и ее организационная документация. Консенсусное предприятие
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
3.3. Бюрократическое предприятие с консенсуальной организацией
Если бюрократические предприятия нежизнеспособны, то как же они функционируют в настоящее время, и достаточно эффективно? «Следует признать, что бизнес и раньше, как правило, строился на командной основе, и этот командный – «партнерский» – принцип сохранился в корпоративном управлении и сегодня. <…> наблюдается тенденция к большему увязыванию уровня доходов топ-менеджеров с результатами работы компании» [39, с. 435]. И это «общее увязывание» можно осуществлять путем разделения достигаемого результата предприятия на прибыль (средства развития и дивиденды) и средства оплаты труда [40]. Такую организацию Е.В. Зиновьева и Л.С Пузыревский назвали «партнерской схемой», но отметили чрезвычайную трудность ее практического осуществления [41].
Партнерская организация – это именно тот случай, когда «достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [7]. В партнерской организации «в каком-то смысле размер дохода предпринимателя вообще не «определяется»; это – «то, что остается» после того, как «определятся» другие доходы» [7, с. 267] – когда будут учтены все издержки. Персоналу выгодно принимать и достигать высокие производственные цели, выгодно рационально использовать ресурсы предприятия, выгодно разрабатывать документацию, позволяющую увеличивать эффективность деятельности, выгодно использовать ее в практической деятельности. И тогда организационная документация – это уже не просто формальные документы: она показывает персоналу мотивы, приносящие повышенные личные результаты.
Партнерская организация была рассмотрена Дж. Никерсон и Т. Зендер (2004) с точки зрения неразложимых и разложимых задач. Они определили в предприятии две иерархических структуры: «иерархию, основанную на консенсусе» при неразложимых задачах и «иерархию, основанную на авторитете» при разложимых задачах [42]. При этом «консенсус может заменить авторитет, если передача знаний обходится недорого, а действующие лица в рамках группы имеют “достаточно преобладающую общепризнанную цель”» [44, с. 69-70]. Консенсусу также «способствуют позитивные личные отношения» [42, с. 631]. При этом нахождение консенсуса при определении общих (неразложимых) целей – это свойство малых неформальных групп с определением и распределением предвидимого общего результата – когда участники являются партнерами. Поэтому «консенсус» и «партнерство» при постановке и достижении общей цели неразделимы.
Можно отметить две основные особенности консенсуальной иерархии:
-
Консенсуальная иерархия, в отличие от бюрократической, предполагает более длительный процесс принятия решений.
-
При консенсуальной иерархии на каждом уровне «люди отдают свои голоса за то, что соответствует их личным интересам» [45, с. 341]. Соответственно все более теряется то, что соответствует интересам собственника. Поэтому консенсуальная иерархия должна проходить без «анархии» при «железном» порядке» [46], поддерживаемом собственником. Она может проходить эмоционально, но строго в рамках ключевых положений собственника [47].
-
Достижение консенсуса – принятие и формализация целей и средств их достижения – являются основой дальнейшей деятельности по целеосуществлению, которое целесообразнее осуществлять уже бюрократически.