Эффективная организация и ее организационная документация. Необходимость консенсуса
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
3.4. Необходимость консенсуса
Консенсус необходим тогда, когда имеется цель, но один человек не имеет достаточных знаний, компетенций и навыков для принятия адекватного решения по декомпозиции (формализации) этой цели.
Практически консенсус необходим в следующих случаях:
-
Декомпозиция общих (фиктивных) целей предприятия на предметные цели подразделений верхнего уровня иерархии предприятия.
-
При инновационных сложных продуктах: даже когда сам этот продукт уже определен на высшем уровне, его декомпозиция на составляющие может потребовать консенсуса, так как сами составляющие имеют различные альтернативы.
-
Единичное производство или проектная деятельность предприятия, которые невозможно формализовать. А без формализации даже с непосредственной производственной деятельностью бюрократия не справляется [37].
-
Высокая непредсказуемость и нестабильность среды. Чем нестабильнее среда, тем меньше время жизни продукта, тем меньше возможность формализовать деятельность по его производству.
Все определяется тем, насколько оправданы организационные издержки формирования консенсуса: «иерархия, основанная на консенсусе, как организационное решение для предпринимателя, начинает терпеть неудачу по мере того, как проблемы уменьшаются в сложности» [48, с. 1265]. Если декомпозиция и формализация целей на каком либо уровне иерархии не вызывает проблем, то на нем эффективнее бюрократическая организация. Для предприятий, в которых деятельность неформализуема, консенсус может охватывать даже все предприятие.
Консенсус предполагает равенство сторон. В реальном же предприятии не может быть равенства собственника и наемных менеджеров. Это не тривиальный вопрос, предварительно рассмотрим на чем и как строится организация предприятия – систему организационной документации предприятия.