Эффективная организация и ее организационная документация. Ключевые положения собственника
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
4.2. Ключевые положения собственника предприятия
Для того, чтобы вся деятельность предприятия, все решения, принимаемые на базе консенсуса, проходили в интересах собственника, он должен сформировать и документировать свои ключевые положения [47] по всем отмеченным выше направлениям организации деятельности . Основная проблема здесь состоит в удовлетворении потребностей коллектива, в предоставлении ему мотивов, обеспечивающих его развитие и направленных на две отмеченные выше общие цели предприятия – на результаты деятельности предприятия (1) и на формирование и развитие института (2).
Один из основных мотивов – это система оплаты труда. И при любой системе оплаты труда собственник заранее определяет уровень оплаты различных категорий персонала [54]. И этот уровень должен быть выше среднерыночного [55]. Среднерыночного в той категории, которую занимает соответствующий индивид по своим деловым качествам. При развитии предприятия за счет повышения эффективности деятельности персонала, соответственно должен расти и уровень оплаты персонала. В бюрократической организации – это повышение окладов, в партнерской – автоматически, за счет привязки средств оплаты труда к результатам предприятия. В бюрократической организации собственник отслеживает уровень оплаты труда у конкурентов, в партнерской – определяет тот процент выработки предприятия на оплату труда, при котором уровень оплаты на его предприятии будет конкурентоспособным . Если же зарплата будет сохраняться при росте результатов предприятия – персоналом это воспринимается как несправедливость, а «справедливое поведение играет важную роль в максимизации долгосрочной прибыли <…> фирмы, которые ведут себя несправедливо, наказываются в долгосрочной перспективе» [55, с. 728-729].
Мотивация на формирование и развитие института – это мотивация коллектива на выработку и развитие принципов и норм совместной деятельности, конкретных видов деятельности, определяемых организационной документацией. В целом, «эффективность и результативность деятельности компаний во многом определяется сложившимися в их пределах социально-трудовыми отношениями. Эти отношения формируются, развиваются и складываются в форме институтов, которые определяют трудовое поведение работников и, в конечном итоге, оказывают прямое и непосредственное влияние на конечные результаты деятельности организаций» [56, с. 3]. И это направлении мотивации имеет существенные проблемы.