Эффективная организация и ее организационная документация. Введение
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
Введение
Проблема организации деятельности предприятия – это проблема приспособления (изменения) социальной организации к изменяющейся внешней среде или требуемого предприятию изменения самой внешней среды. Это не только внешняя проблема, а проблема и внутренней организации. Нет такой проблемы у отдельного человека – все решения принимает он сам. Однако, как писал Стаффорд Бир: «психические проблемы, возникающие в случае наличия собственного сознания у органов тела, были бы неисчислимы» [1]. А в любой социальной системе любой ее элемент – человек – обладает собственным сознанием. Сама социальная система – это внешняя среда человека, к которой ему необходимо приспособиться, или даже изменить ее. Поведение человека непредсказуемо: «каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения» [2, с. 186]. В своей деятельности «человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает, будет способствовать расширению и большей определенности его системы» [3, с. 447]. И в этом основная проблема внутренней организации любого предприятия как социальной системы, и эта проблема существует даже в том случае, когда внешняя среда неизменна.
Предприятие может существовать и развиваться только при наличии обмена ресурсами с внешней средой. Но этого условия недостаточно – необходим и определенный обмен ресурсами со своей внутренней средой – с персоналом предприятия. Удовлетворение потребностей внешней среды определяется взаимовыгодным рыночным обменом. Удовлетворение потребностей внутренней среды – коллектива предприятия – это особый случай: «реализация человеческих потребностей происходит посредством различных типов коллективной деятельности, в результате чего образуются существенно различающиеся типы общественного бытия людей. Водоразделом между этими типами является мотивация, целеполагание, специфические для каждого данного типа деятельности» [4, с. 175]. Здесь «общественное бытие» – это социально-трудовые отношения в предприятии – это базис предприятия: «совокупность … производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка» [5, с. 6–7]. Социально-трудовые отношения и выстроенная над ними организация полностью характеризуют и само предприятие, и то, какие цели оно может ставить. Каору Ишикава отмечал, что, «до тех пор, пока [высшим руководством] не разработана политика, никакие цели установлены быть не могут. <…> Если политика определена, цели становятся очевидными. <…> Политика и цели должны быть оформлены в письменном виде и широко распространены. <…> Управление вообще не может существовать там, где отсутствуют политика и цели» [6, с. 22-23].
Предлагаемая статья посвящена вопросам разработки такой политики предприятия (принципам и нормам деятельности – «правилам игры» и такой организационной документации, которые будут обеспечивать эффективную деятельность коллектива по достижению целей предприятия. Которые будут способствовать развитию и предприятия, и каждого члена коллектива.