О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.06.2021

Повышение эффективности бюрократического предприятия

Наша страна сорок лет назад перешла от социализма к капитализму. Социалистические предприятия преобразовались в капиталистические, только повышения эффективности деятельности наших предприятий практически не произошло. Цель настоящей статья заключается в определении причин низкой эффективности деятельности наших предприятий, а также в определении путей повышения их эффективности в рамках бюрократического капиталистического предприятия.

Бюрократическое предприятие имеет в своей основе принципиальное противоречие, которое отмечал еще Жан-Батист Сэй в 1803 году: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй, 2000, с. 66]. И это соглашение является лишь вынужденным компромиссом, и а «сама противоположность интересов и конкуренция за возможности остаются» [Вебер, 2016, с. 99]. На заре капитализма ввиду избытка рабочей силы на рынке труда (в основном из-за обездоленных крестьян) «естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [Рикардо, с. 85]. И даже такой минимальный уровень оплаты труда обеспечивал высокую эффективность капиталистических предприятий. Однако по мере формирования рабочего класса, профсоюзов, получениями рабочими избирательных прав, их организованной борьбы за свои права, изменении ситуации на рынке труда, ситуация в корне изменилась [Мизес, Поланьи].

Как отмечал Людвиг фон Мизес: «Бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес, с. 292]. Однако здесь ничего не говорится о том, почему подчиненный должен выполнять эти распоряжения. Ведь «предприятие не имеет, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz]. Единственная мера — это расторжение контракта с рабочим. Как отмечал Макс Вебер, «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. Только из-за изменений на рынке труда этот оптимальный уровень трудовых усилий стал уменьшаться, эффективность деятельности предприятий стала падать. Как писал Фредерик Тейлор в 1911 году, работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [Тейлор, с. 11–12].

Данную проблему во многом смог решить Генри Форд в 1914 году. Поняв, что уровень трудовых усилий работника определяется угрозой увольнения, которая в свою очередь определяется уровнем оплаты труда на предприятии по отношению к среднерыночному на рынке труда,  Генри Форд осуществил повышение уровня оплаты на своем предприятии в 2,5 раза по отношению к выше среднерыночному [Форд]. И у ворот его предприятия столпились толпы претендентов занять рабочие места на его предприятии. Его же работникам ввиду явной угрозы увольнения ничего не оставалось делать, как повысить уровень своего труда до максимальных значений и повысить эффективность предприятия. Генри Форду, для того, чтобы работники не перенапрягались и не теряли свое здоровье пришлось даже сократить и рабочий день, и рабочую неделю. Предприятие Генри Форда оставило позади своих конкурентов, получало лучшие кадры, и конкурентам ничего не оставалось делать, как также повысить уровень оплаты труда на своих предприятиях. Далее, ввиду конкуренции на рынке труда, уровень оплаты труда был повышен и в целом по развитым странам. Произошло повышение эффективности деятельности предприятий стран Запада.

Наши же предприятия, при переходе на капиталистическую систему, практически не повысили уровень оплаты труда. Соответственно и уровень труда наших предприятий остался на прежнем уровне, не произошло и повышения эффективности деятельности наших предприятий.

Повысить же уровень  оплаты труда не позволяет следующий фактор. Деятельность на предприятиях Генри Форма была физической и самой простейшей: и старые работники, новые работники, которых брали на замену старых, быстро осваивали высокий уровень труда и быстро давали отдачу. Потери собственника при повышении уровня труда даже в 2,5 раза быстро окупались. При нашем же интеллектуальном труде отдача происходит очень медленно и затраты собственника на такую реорганизацию очень велики и не под силу подавляющему большинству наших предприятий. В.И. Бовыкин уже в 2020 году показывает даже необходимость повышения уровня оплаты труда в 2,5–4 раза. При этом отмечая, что «различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55]. А «без решения проблемы управления персоналом все попытки что — либо улучшить в организациях практически бесполезны» [Бовыкин, с. 19].

В настоящей статье рассмотрены только основы повышения эффективности деятельности в рамках бюрократического предприяти. Вопросы повышения эффективности предприятий при всех видах организации (кооперативные и партнерские предприятия имеют эффективность деятельности выше, чем бюрократические), а также повышения эффективности бюрократических предприятий даже при повышении уровня оплаты труда всего на 25%, а не на 150%, рассмотрены и обоснованы в наших статьях 2020–2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (57)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (574)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (116)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (158)

Список литературы

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2019.
Поланьи К. Великая трансформация политические и экономические истоки нашего времени. Спб.: Алетейя, 2002.

Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Повышение эффективности бюрократического предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Стратегия создания организационной структуры?


26.05.2021 11:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.



Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021