ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Критерий эффективности деятельности предприятия

Повышение эффективности деятельности предприятия невозможно без определения критерия эффективности. Этот критерий должен показывать как изменяется эффективность предприятия при проведении в нем изменений. Если же изменений не проводить, то и эффективность деятельности предприятия будет оставаться на том же уровне. Однако при проведении различных изменений она может как повышаться, так и понижаться. Задача повышения эффективности состоит в том, чтобы на основании критерия эффективности определить необходимые соответствующие изменения и провести их в жизнь.

К сожалению, изменения проводятся в основном не на основании адекватного критерия, а на основании интуитивного определения самих изменений с субъективным предположением о том, что их введение повысит эффективность предприятия. И последующем исследовании достигаемых результатов предприятия. Однако на эти результаты влияют и изменения внутренней и внешней ситуации, и выявить результат именно проводимых изменений достаточно проблематично - в большинстве случаев его изменение находится в зоне погрешности измерений. Ведь они должны измеряться только на больших горизонтах времени.

Отмечается также, что «в качестве критериев рекомендуются традиционные показатели коммерческой эффектности (NPV, PI, ТЯЯ, PP), а также их модификации (EBITDA, EVA, MVA, REVA, ROIC и др.)» [1]. Только они позволяют оценивать эффективность деятельности предприятия, но ничего не говорят о том, какие изменения необходимо провести в предприятии для повышения его эффективности. И это, фактически, не критерии, а цели предприятия. Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты [2; 3].
В начале XX века возникли системы управления предприятием, критериями эффективности которых являлись системы заданных показателей эффективности. Самые известные: tableau de bord Ж.Л. Мало (1932), Management by Objectives Питера Друкера (1954), Scorecard Каплана и Нортона (1992), системы KPI. Однако на практике это были попытки создания предприятия как экономической организации, которая «привяжет доход персонала к некоторым (наблюдаемым и проверяемым) показателям эффективности» [4, с. 1–2]. Но при этом «трудовые договоры будут регулировать поведение только в той мере, в какой поведение работников может быть соблюдено и оценено, с тем чтобы ‘правильное’ поведение (т. е. поведение, которое продвигает цели организации) может быть вознаграждено и ‘неправильное’ поведение наказывается» [5, с. 99]. Неразрешимая проблема здесь в том, что показатели устанавливаются субъективно и установить статистически достоверные причинно-следственные связи между многопараметрической системой измеримых показателей и эффективностью предприятия на практике не удается [6; 7]. В итоге «попытка вознаградить только измеримые действия может привести к дисфункциональному поведению, т.к. агенты будут концентрировать слишком много внимания на аспектах деятельности, которые, скорее всего, будут вознаграждены» [4, с. 11]. Не заботясь о достижении целей предприятия, его эффективности. Соответственно подобные системы или не дают повышения эффективности, или даже снижают ее [8].

В итоге отмечается, что «в этой сфере решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту, а различного рода четкие, в том числе количественные, критерии носят вспомогательный характер» [9]. И «В целом можно констатировать, что блок эффективности — это самая неразработанная и сложная часть в системе промышленного предприятия, которая требует дальнейших углубленных исследований теоретического и прикладного плана, а также методических разработок и практических экспериментов» [9].

Наш подход к критерию эффективности деятельности предприятия базируется на положениях классика экономики Фредерика Листа. Он писал: «Благосостояние нации обусловливается не количеством богатств, <...>, а степенью развития производительных сил» [10, с. 131]. И «всякое развитие производительных сил <...> увеличивает ренту» [10, с. 194], а соответственно и эффективность предприятия. Фредерик разделял производительные силы человека и механические производительные силы - средства производства. Но это только ранее использованные производительные силы [10]. Здесь Питер Друкер писал: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [11, с. 252]. Кроме того, «фабрика будет работать тем успешнее, <…> чем более рабочие связаны между собой и чем более обеспечено содействие целому со стороны каждого отдельного лица» [10, с. 137]. Чем более производительные силы человека направленные на достижение целей предприятия, а не только на достижение личных.

Если к этим положениям добавить положения других классиков и современников экономики, социологии, психологии, менеджмента, и системно проанализировать их, то можно ввести критерий эффективности деятельности предприятия как «критерий производительных сил человека направленных на достижение целей предприятия», или, в другой его эквивалентной формулировке, как «критерий максимальной прибыли коллектива предприятия при ориентации его деятельности на достижение целей предприятия».

Полное обоснование данного критерия приведено в наших статьях 2020–2021 годов:

Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием»  PDF  (622).

Список литературы

1. Петухов П.П. Цели и задачи инвестиционных исследований в процессе оценки экономической эффективности реализации бизнес-плана горнодобывающих предприятий // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2009. №8. Стр. 85–99.

2. Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.

3. Куинн Дж.Б. Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

4. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf.

5. Simon H.A. Darwinism, altruism and economics. In: The Evolutionary Foundations of Economics (Dopfer G, ed), Cambridge: Cambridge University Press, 2005, pp. 89–104.

6. Schneiderman A.M. «Why balanced scorecards fail». Journal of Strategic Performance Measurement, Special Edition, 1999, pp. 6–11.

7. Norreklit H. «The balance on the balanced scorecard — a critical analysis of some of its assumptions». Management Accounting Research, 2000, Vol. 11, No. 1, pp. 65–88.

8. Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102.

9. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 176 с.

10. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — М.: Европа, 2005. — 382 с.

11. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 284 с.

12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

14. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

15. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024