О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.05.2021

Критерий эффективности деятельности предприятия

Повышение эффективности деятельности предприятия невозможно без определения критерия эффективности. Этот критерий должен показывать как изменяется эффективность предприятия при проведении в нем изменений. Если же изменений не проводить, то и эффективность деятельности предприятия будет оставаться на том же уровне. Однако при проведении различных изменений она может как повышаться, так и понижаться. Задача повышения эффективности состоит в том, чтобы на основании критерия эффективности определить необходимые соответствующие изменения и провести их в жизнь.

К сожалению, изменения проводятся в основном не на основании адекватного критерия, а на основании интуитивного определения самих изменений с субъективным предположением о том, что их введение повысит эффективность предприятия. И последующем исследовании достигаемых результатов предприятия. Однако на эти результаты влияют и изменения внутренней и внешней ситуации, и выявить результат именно проводимых изменений достаточно проблематично - в большинстве случаев его изменение находится в зоне погрешности измерений. Ведь они должны измеряться только на больших горизонтах времени.

Отмечается также, что «в качестве критериев рекомендуются традиционные показатели коммерческой эффектности (NPV, PI, ТЯЯ, PP), а также их модификации (EBITDA, EVA, MVA, REVA, ROIC и др.)» [1]. Только они позволяют оценивать эффективность деятельности предприятия, но ничего не говорят о том, какие изменения необходимо провести в предприятии для повышения его эффективности. И это, фактически, не критерии, а цели предприятия. Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты [2; 3].
В начале XX века возникли системы управления предприятием, критериями эффективности которых являлись системы заданных показателей эффективности. Самые известные: tableau de bord Ж.Л. Мало (1932), Management by Objectives Питера Друкера (1954), Scorecard Каплана и Нортона (1992), системы KPI. Однако на практике это были попытки создания предприятия как экономической организации, которая «привяжет доход персонала к некоторым (наблюдаемым и проверяемым) показателям эффективности» [4, с. 1–2]. Но при этом «трудовые договоры будут регулировать поведение только в той мере, в какой поведение работников может быть соблюдено и оценено, с тем чтобы ‘правильное’ поведение (т. е. поведение, которое продвигает цели организации) может быть вознаграждено и ‘неправильное’ поведение наказывается» [5, с. 99]. Неразрешимая проблема здесь в том, что показатели устанавливаются субъективно и установить статистически достоверные причинно-следственные связи между многопараметрической системой измеримых показателей и эффективностью предприятия на практике не удается [6; 7]. В итоге «попытка вознаградить только измеримые действия может привести к дисфункциональному поведению, т.к. агенты будут концентрировать слишком много внимания на аспектах деятельности, которые, скорее всего, будут вознаграждены» [4, с. 11]. Не заботясь о достижении целей предприятия, его эффективности. Соответственно подобные системы или не дают повышения эффективности, или даже снижают ее [8].

В итоге отмечается, что «в этой сфере решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту, а различного рода четкие, в том числе количественные, критерии носят вспомогательный характер» [9]. И «В целом можно констатировать, что блок эффективности — это самая неразработанная и сложная часть в системе промышленного предприятия, которая требует дальнейших углубленных исследований теоретического и прикладного плана, а также методических разработок и практических экспериментов» [9].

Наш подход к критерию эффективности деятельности предприятия базируется на положениях классика экономики Фредерика Листа. Он писал: «Благосостояние нации обусловливается не количеством богатств, <...>, а степенью развития производительных сил» [10, с. 131]. И «всякое развитие производительных сил <...> увеличивает ренту» [10, с. 194], а соответственно и эффективность предприятия. Фредерик разделял производительные силы человека и механические производительные силы - средства производства. Но это только ранее использованные производительные силы [10]. Здесь Питер Друкер писал: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [11, с. 252]. Кроме того, «фабрика будет работать тем успешнее, <…> чем более рабочие связаны между собой и чем более обеспечено содействие целому со стороны каждого отдельного лица» [10, с. 137]. Чем более производительные силы человека направленные на достижение целей предприятия, а не только на достижение личных.

Если к этим положениям добавить положения других классиков и современников экономики, социологии, психологии, менеджмента, и системно проанализировать их, то можно ввести критерий эффективности деятельности предприятия как «критерий производительных сил человека направленных на достижение целей предприятия», или, в другой его эквивалентной формулировке, как «критерий максимальной прибыли коллектива предприятия при ориентации его деятельности на достижение целей предприятия».

Полное обоснование данного критерия приведено в наших статьях 2020–2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы [12].   (68)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация [13].   (622)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика [14].   (182)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия [15].   (224)

Список литературы

1. Петухов П.П. Цели и задачи инвестиционных исследований в процессе оценки экономической эффективности реализации бизнес-плана горнодобывающих предприятий // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2009. №8. Стр. 85–99.

2. Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.

3. Куинн Дж.Б. Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

4. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf.

5. Simon H.A. Darwinism, altruism and economics. In: The Evolutionary Foundations of Economics (Dopfer G, ed), Cambridge: Cambridge University Press, 2005, pp. 89–104.

6. Schneiderman A.M. «Why balanced scorecards fail». Journal of Strategic Performance Measurement, Special Edition, 1999, pp. 6–11.

7. Norreklit H. «The balance on the balanced scorecard — a critical analysis of some of its assumptions». Management Accounting Research, 2000, Vol. 11, No. 1, pp. 65–88.

8. Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102.

9. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 176 с.

10. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — М.: Европа, 2005. — 382 с.

11. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 284 с.

12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

14. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

15. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Критерий эффективности деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (48)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Так какой путь повышения эффективности является наиболее эффективным?


Самый эффективный путь - это предварительный анализ предприятия консультантом, затем работа консультанта с собственником заканчивающаяся проектом проведения изменений в предприятии проводимых самим собственником, с возможной удаленной консалтинговой поддержкой консультантом и выполнении им рутинных работ по оформлению организационной документации. Только это большая нагрузка на собственника, но самое эффективное для собственника предприятие, и наименьшие финансовые затраты на консультанта.



Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021