О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.07.2016

Эффективность деятельности предприятия

Эффективность деятельности предприятия зависит от многих факторов: и от его основных средств, технологий, персонала, и от того, как организована деятельность предприятия, как организовано управление предприятием. И эффективность наших предприятий в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. За счет чего же наша эффективность оказывается такой низкой? Ответ заключается в том, что до 80% наших потерь происходит за счет слабой организации и управления предприятием [1]. 

И это далеко не просто так - это достаточно объективно. Организация и управление - это достаточно сложная и еще нигде адекватно не описанная система включающая целый ряд ключевых положений. Именно систему этих ключевых положений и называют парадигмой [2]. Ключевые положения принятые в менеджменте - это парадигма менеджмента, ключевые положения принятые в деятельности конкретного предприятия и определяющие его организацию и систему управления - это парадигма конкретного предприятия. Причем это не ключевые положения сформулированные в каких либо документах - это положения, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою деятельность. И здесь большой разрыв между теорией и практикой, между сформулированными положениями и культурой коллектива предприятия - организационной культурой. 

Организационная культура производства в передовых странах формируется многие столетия, у нас, реально, только десяток лет - говорить о культуре 90-х годов просто не приходится. Да и сейчас культура ряда руководителей предприятий направлена не на организацию, а на коррупционные связи, на поиск "самых честных путей обхода закона". Формирование цивилизованного общества у нас завершено еще не полностью. 

Так что у нас процесс организации предприятий только начинается, и он должен начинаться не на менеджменте Японии или Штатов, там другой менталитет (например, роль денег в странах с развитой экономикой, в 2-3 раза ниже, чем в России), а на почве российской парадигмы менеджмента соответствующей российским реалиям. Отметим, что даже парадигмы менеджмента Японии и Штатов существенно отличаются. И перенос их положений из Японии, например, в Штаты, дается с большим трудом и только в ограниченном объеме. Да и наш Аркадий Пригожин называет такой "перенос" организационной патологией. 

Нам, во-первых необходимо найти свою собственную российскую парадигму, во вторых, внедрить ее в сознание, во-первых, собственникам и управленцам, во-вторых, всему коллективу предприятий. Отметим, что с коллективом вопрос решается проще, сложнее с высшим руководством. Кто-то руководствуется социалистическими положениями, кто-то положениями 90-х, кто-то просто не желает изменений. 

Наша компания работает в плане повышения эффективности деятельности предприятий около десяти лет, правда имея большой опыт и организации "полного внутреннего хозрасчета" при социализме (сейчас это "система бюджетирования"), внедрения систем автоматизации уже при капитализме, Только один из заказчиков четко сказал что: "нельзя автоматизировать бардак" и мы начали заниматься с ним ликвидацией этого бардака, это была первая наша работа по повышению эффективности деятельности предприятия при капитализме. А далее, после проведения нескольких работ и полностью переключились на консалтинг. Только работы шли достаточно туго и мы больше занимались теорией, чем практикой, и теория занимала большую часть времени (почему мы и отказались от создания систем автоматизации), но "теория без практики мертва" и параллельно занимались внедрением наших теоретических положений в деятельность наших предприятий. 

Наши теоретические исследования можно проследить по нашим статьям. Первая статья: Инновационный подход к сбалансированной системе показателей в которой мы не приняли концепцию Каплана и Нортона, а в последующих показали, что она и в принципе не может повышать эффективность наших предприятий. Далее прорабатывали вопросы стратегии и структуры, которым посвящено пожалуй большинство наших статей. Затем подошли к самому сложному вопросу, вопросу Человека, вопросу управления социальной организации, вопросу организационной культуры. И здесь у нас около десяти статей. 

В итоге мы разработали целый ряд положений менеджмента ориентированных на российские предприятия. Однако это были отдельные положения, а не система, мы даже не могли сказать все положения мы разработали, являются ли они необходимыми и достаточными. 

Не хватало, возможно, только последнего положения, положения о комплексной системе менеджмента, необходимой и достаточной системе - парадигме менеджмента. Парадигме обеспечивающей максимальную эффективность деятельности наших российских предприятий. И мы нашли эту парадигму, и рассмотрели ее и в теоретическом плане (статья "Парадигма современного менеджмента и ее базис" [3]), и в практическом плане (статья "Практическая парадигма современного эффективного предприятия" [4]). Отметим, что невозможно "расписать" парадигму менеджмента во всех деталях, она включает только достаточно общие (но конкретные) положения. Парадигма же конкретного предприятия уточняет эти положения применительно к конкретному предприятию, определяет организацию и систему управления конкретного предприятия, определяет как внедрить ее в реальную деятельность предприятия. Обеспечить максимальную эффективность деятельности предприятия.

Список литературы

1. Бакатина Д, Дювьесар Ж-П, Клинцов В., Крогманн К, Ремес Я., Солженицын Е., Швакман И. «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» McKinsey Global Institute 2009 г. http://www.mckinsey.com/%7E/media/McKinsey/dotcom/Insights and pubs/MGI/Research/Productivity Competitiveness and Growth/Lean Russia sustaining economic growth/MGI_Lean_Russia_Sustaining_economic_growth_full_report_in_Russian.ashx

2. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 1975. – 605 с.

3. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента №6 2016.

4. Практическая парадигма современного эффективного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента №7 2016.
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективность деятельности предприятия"

05.09.2017 23:26  Антон

Последовательность разработки программы повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия

06.09.2017 10:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

По данному вопросу Анри Файоль в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916) писал, что требуется: «а) Изучение ресурсов, отдаленных возможностей и средств их использования … б) Разработка годичной программы», которую он называл «конечной целью». Однако перехода от изучения потенциала предприятия к его конечной цели он не предложил, не было предложено четкого решения этого вопроса и до нашего времени. С нашей точки зрения реальная программа повышения эффективности должна включать следующие шаги:

  • Не просто изучение ресурсов и возможностей предприятия, а формирование ключевых положений такого состояния предприятия, которое будет обеспечивать использование всего его потенциала и максимальную его эффективность – формирование парадигмы предприятия «как должно быть».
  • Разработка программы изменения парадигмы своего предприятия от «как есть» до «как должно быть» – программы проведения необходимых в предприятии изменений – разработки и реализации соответствующих проектов развития (реорганизации) предприятия.
  • Разработка программы производства и реализации продукции предприятием на новом уровне его развития.

Этому вопросу посвящены наши последние статьи: «Развитие организации» // Проблемы экономики и менеджмента, 2016 № 11, «Стратегия развитие предприятия» // Проблемы экономики и менеджмента, 2016 № 12 и дальнейшие статьи. Последние из них на данный момент: «Полная модель управления организацией» // Менеджмент сегодня, №2 (март-апрель) 2017 и «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» // Менеджмент сегодня, №3 (май-июнь) 2017.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективность деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020