Фиктивные цели и конечные результаты. Культура и власть
Продолжение статьи
По Адлеру, целями, которые можно применить к организации, являются следующие:
- Внутренние (собственные) фиктивные цели развития и превосходства (эти цели, независимо ни от чего, присутствую в любой социальной организации).
- Внешние фиктивные цели, определяющие конкретное направление деятельности организации, ее назначение в обществе.
- Осознанные конечные измеримые цели (планы, программы, проекты), предопределяющие конкретные конечные результаты и сроки, это цели - определяющие саму деятельность организации.
По Леонтьеву [3] первые две цели – это потребности. А по Пригожину [4] – первые цели – это собственные цели системы, а вторые определяют принимаемые организацией цели-задания. Первые две цели задают «жизненный план» организации как попытку их добиться, который, в реальной деятельности, всегда принимает «конкретную форму», необходимую для получения конечного результата (п.3.).
Если для организаций во многих случаях можно определить конечные измеримые цели, то для структурных подразделений это намного сложнее (это также касается и организаций, существующих за счет спонсоров или бюджета).
Деятельность человека в организации в общем виде будет направлена на достижение прогнозируемого человеком заданного общественного результата (цели-задания организации) и личного результата, зависящего от оценки его деятельности организацией, оценки его достижений коллективом, общественной роли организации, а также на минимизацию усилий.
Общественный результат:
- Результат деятельности организации – конечный продукт и сама организация.
Личный результат:
- Материальный результат – как условие жизнедеятельности и развития.
- Престиж в организации – личный статус.
- Престиж в обществе – общественный статус организации, и результата ее деятельности, личная причастность к организации и результату.
- Другие нематериальные результаты.
При этом престиж в организации и обществе зависит не только от достижений человека, но и от культуры организации и общества – для достижения личного результата человек должен придерживаться норм действующей культуры. А престиж в обществе зависит не только от конкретного человека, но и от деятельности всех членов организации, т.е. влияние конкретного человека на этот фактор невелико.
Прогнозируемый общественный результат менее значим для исполнителя, чем личный, и деятельность (в общем виде) будет направлена в первую очередь на достижение оценки деятельности человека организацией (а не на достижение цели организации), и достижения личных целей с минимумом усилий.
Этот вопрос очень важен, поскольку оценка деятельности, проводимая не по конечному результату, может приводить и к непредсказуемым конечным результатам. И это объясняется тем, что наиболее эффективной в техническом плане процедуре – вне зависимости от того, узаконена она культурой или нет, - как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением [5]. Ведь культура одна не способна обеспечить совместное существование [6], и «наиболее значительный аспект социальной среды - это система нормативных правил, подкрепленных санкциями, необходимость появления в отношениях между индивидами принудительной власти» [7].
Что касается культуры и власти, то можно сказать следующее:
Культура – это самоконтроль, альтернативы, выходящие за рамки своей культуры, человек просто не рассматривает.
Власть – это внешний контроль, человек рассматривает и альтернативы, связанные с нарушением закона (но не выходящие за рамки его культуры) и принимает решение на основании вероятности того, что это нарушение будет обнаружено.