|
ООО "КОРПСИС" +7 (495) 998-85-99
|
|
|
|
Цель предприятия, организация и управление. 1. Постановка и достижение целиЖурнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
Введение
Предприятие создается собственником для достижения тех социально-экономических целей, которые он ставит при его создании. При этом: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [1]. Цель – это предвидимый результат. Однако для достижения этой социально-экономической цели необходимо предвидение не высоких рейтингов и стопки денежных знаков, требуется конкретная продукция для конкретного потребителя, требуется соответствующие организация и управление по созданию и реализации потребителю этой продукции – по достижению планируемого социально-экономического результата.
1. Постановка и достижение цели предприятия
Известен только самый общий путь достижения социально-экономической цели предприятия (предвидимого результата): производство и реализация продукции удовлетворяющей потребности потребителя - потребитель оценивает, приобретает и оплачивает производителю его продукцию. Выручка от реализации продукции за вычетом издержек – это и есть результат (в данной статье для упрощения изложения в основном будем рассматривать только экономический результат). Сама же продукция предприятия – это еще не результат, продукция может дать результат (быть реализована с прибылью), а может и не дать, это решает только потребитель.
Для постановки и достижения цели, самое главное, производитель должен:
- иметь видение потребителя и продукции удовлетворяющей его потребности, видение продукции которую он будет производить, и результата от ее реализации;
- иметь видение предприятия способного производить и реализовывать эту продукцию потребителю с требуемым результатом, видение и в ближней, и в дальней перспективе [2].
И полный цикл постановки и достижения цели предприятия будет иметь следующий вид:
- Цель предприятия – предвидимый максимальный социально-экономический результат.
- Видение своей сферы деятельности, видение конкурентов. Видение внешней среды.
- Видение потребителя.
- Видение продукции потребителем, показателей оценки им ее потребительских свойств потребителем (включая стоимость).
- Видение продукции производителем, показателей оценки, адекватным показателям потребителя.
- Видение номенклатуры и объемов и сроков реализации продукции, видение результата.
- Видение предприятия, способного производить и реализовывать требуемые объемы продукции потребителю с заданным результатом.
- Видение требуемых для этого средств и ресурсов
- Разработка стратегии:
- постановка частных целей по развитию предприятия и организации деятельности, по разработке, производству и реализации продукции; определение принципов и средств их достижения;
- разработка программ и планов, требуемых ресурсов на всех уровнях иерархии по всему «дереву целей» (каждого руководителя, каждого сотрудника) и на всех временных горизонтах.
- уточнение достижимых социально-экономических целей предприятия, постановка максимальной, но достижимой цели предприятия [3].
10. Реализация стратегии – управление процессами деятельности по достижению цели, получение требуемого социально-экономического результата.
Приведенный список включает три основных этапа:
- Цель предприятия – это первый пункт списка, одновременно самый простой и самый сложный, ведь цель – это не то, что мы хотим, а то, что можем. А выяснить что мы реально можем, поставить реально-достижимую цель предприятия, возможно только построив и рассмотрев организацию деятельности.
- Организация – это следующие восемь пунктов. Это разработка видения и, на его основе, целеполагание – разработка стратегии, конкретного жизненного плана: конкретизированная цель предприятия, конкретное дерево целей, конкретные планы, мотивы и ресурсы по всем подразделениям и сотрудникам (по всем ветвям «дерева»), … все, что требуется для ведения деятельности по достижению цели предприятия.
- Управление – это последний пункт списка – целеосуществление – управление процессом реализации стратегии и достижения цели предприятия.
Путь сложный и длительный, требующий перехода от общих социально-экономических целей к конкретным целям: частным целям развития предприятия, создания новой продукции, ее производства и реализации (организация). Достижения конкретных частных целей, достижения, в итоге, общей социально-экономической цели предприятия (управление).
При процессе организации и планировании достижения цели предприятия мы опускаемся по дереву от общей цели предприятия до конкретных частных целей подразделений и сотрудников. Закончив этот процесс и организовав последующую деятельность, мы можем приступить к реализации планов, к деятельности по достижению поставленной цели. Мы здесь поднимаемся по дереву от результатов сотрудников до результатов подразделений и предприятия в целом. Однако этот путь достаточно тернистый – неизбежны непредвидимые отклонения. И на всем пути вверх нам необходимы соответствующие ориентиры - показатели. Опускаясь вниз мы их устанавливаем, поднимаясь вверх сверяем достигнутые показатели с требуемыми, и управляем нашим движением, как при производстве продукции, так и при ее реализации. Процесс достижения результата – это процесс управления.
Основные выводы:
Для того, чтобы от поставленной цели дойти до получения результата необходимо преодолеть следующий путь:
Цель - Организация – Управление – Продукция –Результат.
__________________ Версия для печати
:
|
|
|