Повышение эффективности деятельности предприятия. Производственные отношения
Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
3. Производственные отношения
Если мы обратимся к политэкономии, то увидим, что «Совокупность ... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» [21]. Исходя из этого можно предположить, что совокупность производственных отношений предприятия составляет реальный базис предприятия, на котором возвышается надстройка: формальная и неформальная организации, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания – организационная культура.
При этом, необходимо отметить, что производственные отношения предприятия – это, во-первых, не только внутренние отношения, это отношения со всеми заинтересованными лицами: акционерами, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами, и т.д. Во-вторых, сотрудники предприятия проводят в нем только часть жизни, а часть, большую часть, проводят вне ее. Поэтому для них важны не только отношения внутри предприятия, важно и то, что дает предприятие обществу – социуму человека, его отношения с обществом. В-третьих, важно и то, что дает предприятие самому человеку, как оно удовлетворяет его чисто человеческие социальные потребности. Поэтому круг производственных отношений очень широк, включает и социальные, и экономические отношения, отношения предприятия и общества, отношения предприятия и его сотрудников (развитие общества, развитие предприятия, развитие условий производства, развитие самого человека), важны социальные чисто человеческие отношения. Причем, чем выше экономический уровень общества, тем выше значимость социальных положений, они уже стали реальным фактором, базисом, наравне с производственными отношениями. И далее роль социальных факторов будет все более возрастать.
Отмеченные экономические и социальные производственные отношения возникают в любой организации, любом предприятии, даже не зависимо от желания высшего руководства. Они могут возникать стихийно, а могут формироваться целенаправленно. И именно эти отношения и являются базисом предприятия, на котором строится формальная организация (пусть даже по неписаным правилам), а далее формируется и неформальная.
Эти следующие производственные отношения [19, 20]:
- Социально-экономические отношения – отношения собственности на средства производства и результаты деятельности предприятия.
- Производственно-экономические отношения – экономические отношения предприятия и его сотрудников, потребителей и других заинтересованных лиц.
- Производственно-социальные отношения – неэкономические отношения в ходе производства.
- Социальные отношения – непроизводственные человеческие отношения как внутри предприятия, так и вне его. Однако они косвенно (но существенно) влияют и на производство, поэтому и их необходимо учитывать.
3.1. Социально-экономические отношения
В наше время самыми определяющими являются социально-экономические отношения. Здесь мы имеем законодательно отчужденную от наемных сотрудников предприятия собственность на средства производства и достигнутые результаты предприятия (этого не изменить). Но предприятие своим локальным актом, желательно Коллективным договором, может ввести долевое распределение результата предприятия от реализации продукции между предприятием (прибыль) и коллективом (средства оплаты труда). И это, при правильной постановке, может радикально изменить социально-экономические отношения между собственником и наемными сотрудниками, которые при этом становятся партнерами в достижении их общей цели. Отметим, что передача сотрудникам по незначительному числу акций предприятия, практически не изменяет социально-экономических отношений, поскольку стоимость этих акций всегда находится вне сферы влияния отдельных сотрудников [22]. То, что это «оказывало в лучшем случае лишь очень слабый эффект в направлении стимулирования их к повышению производительности» показывал и Фредерик Тейлор [8].
Партнерами для предприятия являются и потребители, и поставщики, и спонсоры, и все другие заинтересованные лица. Необходимые взаимовыгодные партнерские отношения должны быть установлены и со всеми ими.
3.2. Производственно-экономические отношения
Однако для практической реализации таких социально-экономических отношений потребуется определение вклада каждого подразделения и каждого сотрудника в результат предприятия и соответствующее определение вознаграждения. Потребуется разделение вознаграждения сотрудников на [20]:
- Постоянно выплачиваемую повременную оплату.
- Премии (ежемесячные или ежеквартальные) зависящие от качества выполнения бизнес-процессов и качества выпускаемой им продукции.
- Премию, определяемую вкладом сотрудника в достигнутый результат предприятия, выплачиваемую после определения этого результата (ежегодно, по завершении проекта, и т.д.).
Все это потребует и совершенного управленческого учета с доведением его до всех подразделений, всех сотрудников.
3.3. Производственно-социальные отношения
Важность производственно-социальных отношений заключается в том, что неэкономические социальные стимулы играют все более и более важную роль, и при развитых экономических отношениях (при достаточно высоком уровне жизни) начинают доминировать над экономическими: «Нематериальные выгоды представляют собой один из наиболее мощных стимулов» [15]. Нематериальных стимулов очень много, это и статус, и уважение руководства, коллектива, и привлечение к решению важных вопросов, и особые условия труда, и благодарность за высокие результаты, и т.д.
3.4. Социальные отношения
Социальные отношения заключаются в двух видах отношений. Эмоционально-личностные - сугубо личные отношения, социально-психологические эмоциональные цели человека и личностные внеформальные производственные отношения, связанные лишь с самим процессом совместной деятельности. Развитие социальных отношений исходит от преследования сугубо личных целей, затем и целей коллектива, предприятия, а далее и общества в целом – во имя достижения общей социально одобряемой цели предприятия, исполнения миссии предприятия – его предназначения в обществе.