О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
02.06.2021

Совершенствование организации деятельности предприяти

Совершенствование организации деятельности предприятия служит задаче повышения эффективности его деятельности. Возможны четыре основные формы организации деятельности предприятия: административная (бюрократическая), экономическая и попустительская (либеральная), а также различные их комбинации [Жемчуговы, 2016]. Эти формы организации имеют различную эффективность деятельности, несколько отличающиеся области применения. При этом совершенствование организации деятельности предприятия возможно как за счет изменения формы организации — перехода организации к более совершенной форме, так и совершенствование каждой из форм.

Административная организация наиболее исследована и имеет самое большое распространение (правда зачастую с применением элементов других форм организации). Она базируется на противоположности интересов труда и капитала: «заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй]. Основные базовые принципы административной организации — это директивное целеполагание и целеосуществление, повременная оплата, при которой «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. Здесь «оптимальный уровень трудовых усилий» является компромиссом и достигается тем, что «работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972]. Соответственно власть в предприятии имеет и руководство (власть уволить подчиненного) и подчиненные (власть оставить предприятие без работников), и то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Такое двоевластие приводит к тому, что в любом предприятии существует компромиссная «зона приемлемости» [Барнард, Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. А величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард], насколько свое предприятие выгоднее персоналу, чем другие на рынке труда. Соответственно деятельность предприятием возможна только в «зоне приемлемости».

Экономическая организация деятельности предприятия введена Фредериком Тейлором в 1911 году. Она базируется на научно обоснованных расценках на производимые результаты и оплату труда строго по достигнутым результатам — без снижения расценок. К сожалению такая организация предприятия возможна только для простейших и стабильных видов деятельности, которые в наш динамический век интеллектуального труда, имеют все меньшее и меньшее распространение.

Партнерская организация деятельности предприятия — это организация, «при которой труд и капитал получают какую-то определенную долю в продукте» [Маршалл 2012, с. 1894]. В которой осуществляется коллегиальное целеполагание, учитывающее не только предвидимые материальные результаты участников деятельности, но все прочие [Жемчуговы, 2020; 2021]. Эта организация базируется на правах собственности участников деятельности на результаты деятельности предприятия и ключевых положений собственника предприятия без которых невозможно ни коллегиальное целеполагание ни коллегиальное создание самой организации.

Попустительская организация деятельности предприятия — это организация, в которой роль руководителя заключается в основном в решении административно-хозяйственных вопросов, а вопросы целеполагания и целеосуществления базируются на личном интересе участников деятельности, на неформальном лидерстве.

Что касается вопросов совершенствования организации деятельности предприятия, то в части административной системы совершенствование организации может идти только по двум единственным путям:

  1. Повышения не только уровня оплаты труда, а «приведенной ценности всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Так Генри Форд повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза, стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю [Форд]. По пути повышения уровня оплаты труда уже в наше время пошел и В.И. Бовыкин отметивший в 2020 году, что «различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].
  2. Переходом на партнерскую организацию предприятия — достаточно сложную в организации и требующую подбора и институционализации персонала. Но обеспечивающую самую эффективную организацию деятельности.

В части экономической организации, как уже отмечалось, можно отметить, что область ее применимости сужается и сужается. Были попытки оценки не результатов деятельности персонала, а показателей ключевых эффективности его деятельности — КПЭ (Key Performance Indicators — KPI). Только можно отметить, что все эти попытки не дали практических результатов [Рамперсад].
Партнерская организация деятельности предприятия для обеспечения максимальной эффективности должна не только обеспечивать права собственности участников на результаты предприятия. Во-первых собственник должен сформировать ключевые положения своего бизнеса на базе которых проводить отбор и институциализацию персонала. Ведь индивиды с различными интересами, принципами, нормами, просто не могут быть партнерами. Не могут обеспечивать эффективное коллегиальное целеполагание — находить общие цели, которыми будут руководствоваться все участники деятельности.

Сфера применимости попустительской организации деятельности предприятия - это творческие коллективы в которых руководитель более администратор, а не творческий лидер. Для обеспечения максимальной эффективности попустительская организация должна обеспечить подбор персонала ориентированного на общие цели предприятия. Иначе целями деятельности такого предприятия будут разнонаправленные личные цели не соответствующие целям предприятия.

В данной статье вопросы совершенствования организации деятельности предприяти изложены достаточно кратко. Полное изложение приведено в следующих наших статьях:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы   (68)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация   (622)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика   (182)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия   (224)

В настоящей статье не отмечены вопросы комбинированного использования разных форм организации деятельности предприятия. Они будут приведены в следующей статье.

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие организации. // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 11.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-Медиа.,2012.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.

Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 1972, 62 (5): 777–795.

Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Совершенствование организации деятельности предприяти", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (47)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Так какой путь повышения эффективности является наиболее эффективным?


Самый эффективный путь - это предварительный анализ предприятия консультантом, затем работа консультанта с собственником заканчивающаяся проектом проведения изменений в предприятии проводимых самим собственником, с возможной удаленной консалтинговой поддержкой консультантом и выполнении им рутинных работ по оформлению организационной документации. Только это большая нагрузка на собственника, но самое эффективное для собственника предприятие, и наименьшие финансовые затраты на консультанта.



Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021