Совершенствование организации деятельности предприяти
Совершенствование организации деятельности предприятия служит задаче повышения эффективности его деятельности. Возможны четыре основные формы организации деятельности предприятия: административная (бюрократическая), экономическая и попустительская (либеральная), а также различные их комбинации [Жемчуговы, 2016]. Эти формы организации имеют различную эффективность деятельности, несколько отличающиеся области применения. При этом совершенствование организации деятельности предприятия возможно как за счет изменения формы организации — перехода организации к более совершенной форме, так и совершенствование каждой из форм.
Административная организация наиболее исследована и имеет самое большое распространение (правда зачастую с применением элементов других форм организации). Она базируется на противоположности интересов труда и капитала: «заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй]. Основные базовые принципы административной организации — это директивное целеполагание и целеосуществление, повременная оплата, при которой «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. Здесь «оптимальный уровень трудовых усилий» является компромиссом и достигается тем, что «работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972]. Соответственно власть в предприятии имеет и руководство (власть уволить подчиненного) и подчиненные (власть оставить предприятие без работников), и то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Такое двоевластие приводит к тому, что в любом предприятии существует компромиссная «зона приемлемости» [Барнард, Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. А величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард], насколько свое предприятие выгоднее персоналу, чем другие на рынке труда. Соответственно деятельность предприятием возможна только в «зоне приемлемости».
Экономическая организация деятельности предприятия введена Фредериком Тейлором в 1911 году. Она базируется на научно обоснованных расценках на производимые результаты и оплату труда строго по достигнутым результатам — без снижения расценок. К сожалению такая организация предприятия возможна только для простейших и стабильных видов деятельности, которые в наш динамический век интеллектуального труда, имеют все меньшее и меньшее распространение.
Партнерская организация деятельности предприятия — это организация, «при которой труд и капитал получают какую-то определенную долю в продукте» [Маршалл 2012, с. 1894]. В которой осуществляется коллегиальное целеполагание, учитывающее не только предвидимые материальные результаты участников деятельности, но все прочие [Жемчуговы, 2020; 2021]. Эта организация базируется на правах собственности участников деятельности на результаты деятельности предприятия и ключевых положений собственника предприятия без которых невозможно ни коллегиальное целеполагание ни коллегиальное создание самой организации.
Попустительская организация деятельности предприятия — это организация, в которой роль руководителя заключается в основном в решении административно-хозяйственных вопросов, а вопросы целеполагания и целеосуществления базируются на личном интересе участников деятельности, на неформальном лидерстве.
Что касается вопросов совершенствования организации деятельности предприятия, то в части административной системы совершенствование организации может идти только по двум единственным путям:
-
Повышения не только уровня оплаты труда, а «приведенной ценности всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Так Генри Форд повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза, стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю [Форд]. По пути повышения уровня оплаты труда уже в наше время пошел и В.И. Бовыкин отметивший в 2020 году, что «различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].
-
Переходом на партнерскую организацию предприятия — достаточно сложную в организации и требующую подбора и институционализации персонала. Но обеспечивающую самую эффективную организацию деятельности.
В части экономической организации, как уже отмечалось, можно отметить, что область ее применимости сужается и сужается. Были попытки оценки не результатов деятельности персонала, а показателей ключевых эффективности его деятельности — КПЭ (Key Performance Indicators — KPI). Только можно отметить, что все эти попытки не дали практических результатов [Рамперсад].
Партнерская организация деятельности предприятия для обеспечения максимальной эффективности должна не только обеспечивать права собственности участников на результаты предприятия. Во-первых собственник должен сформировать ключевые положения своего бизнеса на базе которых проводить отбор и институциализацию персонала. Ведь индивиды с различными интересами, принципами, нормами, просто не могут быть партнерами. Не могут обеспечивать эффективное коллегиальное целеполагание — находить общие цели, которыми будут руководствоваться все участники деятельности.
Сфера применимости попустительской организации деятельности предприятия - это творческие коллективы в которых руководитель более администратор, а не творческий лидер. Для обеспечения максимальной эффективности попустительская организация должна обеспечить подбор персонала ориентированного на общие цели предприятия. Иначе целями деятельности такого предприятия будут разнонаправленные личные цели не соответствующие целям предприятия.
В данной статье вопросы совершенствования организации деятельности предприяти изложены достаточно кратко. Полное изложение приведено в следующих наших статьях:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (752).
В настоящей статье не отмечены вопросы комбинированного использования разных форм организации деятельности предприятия. Они будут приведены в следующей статье.
Список литературы
Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.
Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.
Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020.
Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие организации. // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 11.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-Медиа.,2012.
Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.
Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.
Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.
Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 1972, 62 (5): 777–795.
Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.