Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Основные тезисы статьи
-
Собственник, в зависимости от его личных целей, предпочтений, ценностей и принципов, а также среды, в которой его предприятие осуществляет свою деятельность, должен сформировать такой образ предприятия, такую парадигму, при котором его деятельность будет обеспечивать необходимые ему социально-экономические результаты.
-
Для любого предприятия его миссия — предназначение предприятия, смысл его существования — это удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, общества в целом.
-
Качество управления предприятия определяется качеством созданной и поддерживаемой в нем институциональной и технологической среды.
Введение
Любой собственник намеревается получать от своего предприятия высокую прибыль (и другие требуемые ему результаты), однако цели, определяемые «хотением», как отметил еще Георг Гегель двести лет назад – это «пустые цели» [1, с. 220]. Ведь невозможно просто задать и требовать от предприятия высокие результаты – они находятся в сфере влияния менеджмента предприятия, а не собственника, и всегда можно обосновать их недостижение массой объективных причин. Как отмечал еще Адам Смит капитал собственника и контроль его использования разделены: не собственник распоряжается своим капиталом, а наемный персонал, которому выгоднее использовать ресурсы предприятия в своих личных целях, даже в ущерб интересам собственника [2]. Особая важность этой проблемы подчеркивается тем, что ей посвятили свои труды лауреаты Нобелевских премий по экономике Р. Коуз (1991), Д. Норт (1993), О. Уильямсон (2009), О. Харт и Б. Хольстрём (2016), на базе этих трудов мы и проводили наши исследования.
Питер Друкер в 1954 году отмечал, что решающий фактор – «это качество управления предприятием на всех уровнях менеджмента. Есть только один способ оценить этот решающий фактор; заключается в измерении производительности, которая показывает, насколько разумно используются ресурсы и какую они приносят прибыль» [3, с. 80]. К сожалению проблема определения эффективности и управления предприятием с помощью показателей эффективности так и не разрешена, что отмечал и сам Питер Друкер [3], и другие авторы – вероятнее всего, в большинстве случаев это просто тупик.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема управления предприятием собственником
Основной подход к разрешению проблемы результата предприятия
Четыре парадигмы предприятия
Административная парадигма
Экономическая парадигма
Партнерская парадигма
Попустительская парадигма
Базис парадигмы предприятия
Общество. Миссия – предназначение предприятия
Отношения на предприятии
Отношения собственности
Отношения собственности на создаваемые материальные и нематериальные активы
Отношения собственности и результаты деятельности предприятия
Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом
Формальная организация
Неформальная организация
Контракт – как документ формальной организации
Выводы
Литература
Ключевые слова
Контроль собственника, баланс интересов, организационный порядок, ключевые положения, парадигма.