Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2015 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Введение
Эффективность предприятия при использовании систем KPI и BSC полностью зависит от того как выбраны и заданы эти показатели*, ведь спектр возможных показателей чрезвычайно широк. Настоящая статья представляет попытку подытожить результаты наших практических консалтинговых работ по повышению эффективности деятельности наших предприятий и, принимая во внимание, наши теоретические исследования, систематизировать возможные показатели, расставить приоритеты, построить эффективную систему KPI.
СОДЕРЖАНИЕ
Ключевые слова
KPI, показатели, принципы, результат, продукт, эффективность, цель, средства, организация, мотивация, управление, деятельность, потребность, потребитель.
______________________
* Примечание.
В статье отмечено, что эффективность предприятия при использовании систем на базе показателей KPI и BSC полностью зависит от того как выбраны и заданы эти показатели. И здесь необходимо отметить, что лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт писал: «Институты ("правила игры") определяют взаимодействие между людьми, создавая структуру стимулов, управляющую человеческим поведением» [Норт Д. Понимание процесса экономических изменений, 2010, с. 104]. А «Экономический механизм, по Лео Гурвицу (лауреату Нобелевской премии по экономике), задает множество выборов экономических субъектов и связанные с каждым из этих выборов результаты» [Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008, № 1].
Именно представленные персоналу предприятием правила и задания, и связанные с ними личные результаты, определяют деятельность человека в предприятии. Именно это и есть система реальная KPI включающая многие сотни различных "показателей" (практически их число даже неограничено), ориентируясь на которую человек и определяет свою деятельность в предприятии. А введение в эту систему нескольких (практически не более 10) искусственных KPI изменяет приоритет системы - персонал начинает ориентироваться на эти несколько показателей в ущерб сотням других. И деятельность персонала становится, как отмечали лауреаты Нобелевских премий по экономике 2016 года Оливер Харт и Бенгт Холстрем, дисфункциональной, что отрицательно сказывается на эффективности предприятия. И тем больше, чем выше уровень премий за эти несколько показателей.
При этом выводы статьи в основном правильны, поскольку мы в первой нащей статье 2010 года по системе BSC уже показали, что так показателями эффективности пользоваться нельзя.