О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Менеджмент. Теория и практика. Предмет менеджмента

10.01.2017
Проблемы экономики и менеджмента №1 2017
1. Предмет менеджмента

Существование социальной организации невозможно без ее изменений, больших или меньших, в зависимости от ситуации. Изменений, или совершенствующих деятельность организации, или изменяющих саму организацию. И это две составные части менеджмента, отмечаемые всеми теоретиками, называемые по-разному, но имеющие единую, для каждого, суть. Например, Масааки Имаи выделял кайдзен и инновации: «кайдзен означает небольшие улучшения в ходе текущей работы, не меняющие статус-кво. Инновация представляет собой коренное преобразование, которое изменяет статус-кво» [6]. Минцберг, Альстрэнд и Лэмпел выделяли конфигурацию и трансформацию: «два основных аспекта школы конфигурации: устойчивые структуры организации и внешнего контекста рассматриваются в ней как конфигурации, а процесс разработки стратегии – как трансформация» [7, с. 251].

Т. Е. Андреева, проведя сравнительный анализ различных концепций организационных изменений отметила, что все многообразие организационных изменений «так или иначе опирается на разграничение между постепенными и радикальными (эволюционными и революционными, кумулятивными и дискретными и т. д.) изменениями. Впервые подобное разделение было сделано в начале 1970-х гг. Впервые подобное разделение было сделано в начале 1970-х гг., когда Ватцлавик, Уикланд и Фирш ввели понятия изменений первого и второго порядка [Watzlawick, Weakland, Firsh, 1974]. Под изменениями первого порядка понимались изменения — «вариации вокруг основной темы», а под изменениями второго порядка — кардинальный прорыв, не имеющий связи с прошлым [8, с.37].

Если мы посмотрим фундаментальный труд Минцберга, Альстрэнда и Лэмпела «Школы стратегий», то увидим, что у менеджмента две цели: «основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительных отрезках времени или по крайней мере тех изменений, которые вписываются в ее стратегию. В то же время в периоды возникновения потребности в трансформации стратегический менеджмент призван обеспечить управление процессом перехода и сохранение жизнеспособности организации [7, с. 253].

Интересно определение стратегического управления Глинна, Марковой и Перкинса: «Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует» [9, с. 4]. Отметим, что в зависимости от организации деятельности, одна и так же организация будет иметь и разный текущий потенциал.

Исходя из изложенного можно выделить две составляющие предмета менеджмента, первая – не изменяющая статус-кво, вторая – изменяющая статус-кво. И это статус-кво можно определить, как необходимую и достаточную систему ключевых положений организации, определяющих и саму ее организацию, и основные положения ее деятельности, и основные достигаемые результаты – как парадигму организации [10]. С учетом этого можно дать следующие определения двум составным частям предмета менеджмента:
  1. Постановка целей и достижение необходимых социально-экономических результатов организации исходя из имеющегося потенциала организации, без изменения ее парадигмы.
  2. Повышение потенциала организации, перевод ее на новый уровень развития, обеспечивающий постановку и достижение более высоких максимально возможных целей за счет смены парадигмы организации и проведения соответствующих изменений.
Минцберг, Альстрэнд и Лэмпел так характеризует отношение науки к двум составляющим менеджмента (конфигурации и трансформации): «конфигурацию, как правило, описывают и исследуют теоретики (ибо речь идет о концептуальных вопросах), в то время как трансформация практикуется менеджерами и предписывается (главным образом) консультантами (поскольку дело это на редкость замысловатое)» [7, с. 251]. Другими словами, конфигурация организации – это концептуальные вопросы менеджмента как науки, а трансформация – проведение организационных изменений, фактически остается за рамками менеджмента, является чисто субъективным вопросом. А Ларри Грейнер, последователь Курта Левина, разработавший классическую модель жизненных циклов и развития организации, для первой составляющей использовал термин «революция» и этот термин им «использован для описания периодов существенного беспорядка в организационной жизни» [8, с.37].

Исходя из изложенного, выходит, что, вторая составляющая предмета менеджмента – повышения ее потенциала и перевода организаций на новый уровень развития, не имеет концептуальных основ и остается за рамками менеджмента как науки. В то же время известно, что «практика без теории бесполезна и пагубна». В лучшем случае такая практика просто не будет давать того эффекта, которое может дать организации. И в России мы хорошо это видим: эффективность наших предприятий в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах, причем до 80% этого отставания приходится на недостатки управления и организации труда [11] – на неудовлетворительную «конфигурацию» наших организаций, на их отставание в своем развитии.
 Соответственно эффект от развития наших организаций, от раскрытия их скрытого потенциала на базе теории менеджмента, просто огромен и их предстоит развивать и развивать!

Соответственно, первая составная часть предмета менеджмента более проработана и имеет методы постановки цели, методы, позволяющие управлять их достижением. Но и вторая составная часть менеджмента должна иметь методы постановки соответствующих целей, без чего управление развитием просто невозможно. Рассмотрим более подробно цели и составные части предмета менеджмента.
Введение <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Две цели менеджмента

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика"

26.01.2017 20:17  А.Игнатьев

Первая стоящая российская статья по менеджменту

04.02.2017 11:34  ДП

Почему "не наука" пишется и раздельно, и вместе?

04.02.2017 14:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

"Ненаука" - это распространенный философский термин. Принципы или критерии научности, которые позволяют отличить науку от ненауки, широко дискуссируются в философии.

15.01.2021 19:21  Валентина

Основные факторы, определяющие эффективность стратегического менеджмента?

15.01.2021 22:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегический менеджмент - это целеполагание и целеосуществление в условиях неопределенности на больших горизонтах управления.

При целеполагании основное здесь - это способность предвидения развития ситуации, определение предвидимых конечного и промежуточных поэтапных результатов, определение необходимых поэтапных средств и ресурсов.

При целеосуществлении - владение ситуацией, предупреждающие мероприятия (в крайнем случае - корректирующие), при необходимости - коррекция стратегии.

07.04.2021 10:37  Валерий

Основные факторы, определяющие эффективность целеполагания и целеосуществления стратегического менеджмента?

07.04.2021 14:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Таким основным фактором, определяющие эффективность целеполагания и целеосуществления, является собственник предприятия. Он определяет и внедряет в ежедневную деятельность предприятия долговременные (стратегические) ценности, нормы и принципы деятельности предприятия направленные на достижение его целей. Именно они и определяют эффективность целеполагания и целеосуществления.
Только необходимо отметить, что для того, чтобы эти ценности, нормы и принципы были внедрены, необходимо, чтобы они обеспечивали бы и достижение целей коллектива.


19.11.2021 16:27  Ольга

В каком вопросе искусство, а не наука, наиболее необходимо руководителю?

19.11.2021 17:38  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

По мнению большинства исследователей главный главный вопрос менеджмента - это вопрос единства интересов и целей собственника и наемного персонала (в общем), и руководителей и их подчиненных (в частности). Однако это единый вопрос и науки, и искусства. Если же такого единства нет, то, например, продвигаются надуманные ненаучные пути мотивации персонала по KPI, продвигаются в интересах не науки и предприятий, а только личных интересов тех индивидов, которые их и продвигают.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022