Известные пути интеграции предприятия на достижение его целей
М. Вебер отмечал более 100 лет назад, что, с одной стороны, «чуждыми предприятию считаются лица, не ориентированные в первую очередь на его стабильную длительную рентабельность» [14, с. 187]; с другой же стороны: «Любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов. <…> решающая роль индивидуального интереса неизменна. Верно, что существует хозяйственное действие, чисто идеологически ориентированное на чужие интересы, но также верно и то, что масса людей так себя не ведет и, как показывает опыт, вести себя не может и поэтому не будет» [14, с. 248]. И это показывает основную проблему предприятия.
Она же отмечается и далее. Д. Норт пишет: «Организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [57, с. 92], однако для наемного персонала предприятия «единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы… цель организации не имеет значения для отдельного человека» [6, с. 44, 86–87]. И именно в этой противоположности целей, даже их антагонистичности, и заключается основная проблема предприятия.
Известны четыре основных пути интеграции совместной деятельности людей [20, 60]:
-
рыночный обмен;
-
реципрокный обмен (дарообмен);
-
труд в малой солидарной группе с разделением труда;
-
регуляция деятельности больших групп регламентами, разделяемыми всеми сторонами деятельности.
Рассмотрим подробнее отмеченные четыре пути применительно к деятельности современного предприятия.
__________________