ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(308)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(178)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(367)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство. Труд

3.3. Натуральное хозяйство и товарное производство
 
Натуральное хозяйство и товарное производство – это не только разные виды производства, это разные уклады жизнедеятельности. Натуральное хозяйство никогда не называют натуральным производством – в нем производство и остальная жизнедеятельность человека неразрывно переплетены. Товарное производство, даже если его и называют товарным хозяйством, – это только лишь только одна производственная часть жизнедеятельности человека, оторванная от его личной жизни.
 
Если рассмотреть вопрос с точки зрения психологии и социологии, то товарное производство соответствует рациональной (вторичной) группе, а натуральное хозяйство группе, соответствующей и рациональной (вторичной) группе, направленной на достижение поставленной цели, и экспрессивной (первичной группе) направленной на удовлетворение потребностей ее членов. При этом высшего развития группа достигает тогда, когда ее деятельность объединена осознанной социально значимой целью [6, 7, 8, 9, 10].

В отличие от социальных общин, организации товарного производства имеет ограниченный и совсем небольшой срок жизни жизненный цикл, в Европе в среднем 12,5 лет, в России и много меньше. Соответственно и с развитием организации на перспективу большой вопрос, если организация начала терпеть убытки, она просто закрывается и все увольняются. Более того, организации являются товаром, и могут продаваться и покупаться. В такой ситуации и членам организации совершенно не интересно вкладываться в развитие организации. Различия организаций с ориентацией на натурального хозяйства и товарного производства хорошо видны из следующей таблицы.
 
Таблица 1. Организации с ориентацией на натуральное хозяйство и товарное производство.
 

Натуральное хозяйство
Товарное производство
Охват жизнедеятельности
Полный
Рабочее время
Деятельность Коллективная Индивидуальная
Общие цели
Есть Нет
Отношения Неформальные Формальные
Взаимные обязательства
Присутствуют Отсутствуют
Труд Конкретный Абстрактный
Труд как потребность
Да Нет
Признаваемые потребности
Витальные и эмоциональные
Зарплата, миним. условия
Вознаграждение
Эмоции от жизнедеятельности
Заработная плата
Специализация
Широкая
Узкая
Занятость Постоянная Временная
Ориентация на перспективу
Длительную Кратковременную
Распределение Уравнительное
По времени или результату
Ценности
Ритуалы, артефакты и т.д.
Материальные
Открытость ценностей
Ценности открыты
Закрыты
Ответственность Коллективная Индивидуальная
Продвижение
По стажу, старшинству
По результатам
Принятие решений
Консенсус Индивидуальное
Подбор кадров
По человеческим качествам
По квалификации
Контроль Не формальный Формальный
Координация Максимальная Минимальная

3.4. Труд как потребность человека.
 
Седьмая стока Таблицы 1 – «труд как потребность». Есть тезис о том, что труд является или, по крайней мере, должен являться потребностью человека. Однако, потребность человека – это получение положительных эмоций от своей жизнедеятельности деятельности. Будут ли у человека положительные эмоции, если он на конвейере из месяца в месяц в течение восьми часов закручивает одну и ту же гайку? Конечно, нет, даже наоборот – только отрицательные эмоции и отвращение от такой работы. Тут положительные эмоции возникнут только при получении зарплаты и ее расходовании. Как писал Зигмунд Фрейд, человек «откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [11].
 
Но в натуральном хозяйстве картина меняется, здесь не абстрактный индивидуальный, а конкретный коллективный труд, дающий непосредственную потребительскую ценность для самого производителя. Труд, интегрированный в общую жизнедеятельность людей. И такой труд - создание собственной потребительской ценности, сам по себе дает положительные эмоции, которые дополняются положительными эмоциями от непроизводительной деятельности людей в хозяйстве. Никто не поднимал вопроса о мотивации деятельности человека в натуральном хозяйстве, такого вопроса просто не было. Все регулировалось коллективными целями, исходящими из потребностей хозяйства, и эмоциями, управляющими достижением этих целей в необходимых случаях, волей.

Вопрос мотивации возник только в товарном производстве, когда результат деятельности человека стал оторван от потребностей самого человека, а эмоциональная сфера – практически исключена из рабочего времени. Однако вопрос эмоций все равно не может быть исключен и в рабочее время человека.
 

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023