О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
07.06.2021

Возможности повышения эффективности предприятия

Сразу необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности предприятия невозможно без проведения в предприятии организационных изменений, причем, во всех их трех стадиях: «размораживание», проведение изменений, «замораживание» [Левин]. И первая возможность повышения эффективности предприятия – это готовность предприятия, в первую очередь – собственника, к проведению организационных изменений. Без проведения соответствующего комплекса работ по проведению изменений повышение эффективности предприятия практически невозможно. Одного «хотения» (термин Адама Смита [Смит]) для повышения эффективности невозможно.

Методы проведения организационных изменений для повышения эффективности предприяти впервые показал Курт Левин в 1947 году. Его три стадии изменений следующие:

  1. Размораживание. Проведение работ по осознанию коллективом необходимости проведения изменений – их личной заинтересованности в изменениях.
  2. Практическое проведение изменений.
  3. Замораживание. Повышение эффективности предприятия и осознание коллективом личных результатов после проведения изменений. При положительных результатах новые нормы и принципы становятся внутренними нормами коллектива – новыми элементами его культуры, неформального института. А без положительного личного результата изменение внутренних норм не произойдет и при первой же возможности персонал вернется к прежним нормам, а эффективность предприятия вернется к прежней эффективности, а зачастую и к более низкой.

Отметим, что первый и очень удачный опыт нахождения возможности и проведения организационных изменений для повышения эффективности деятельности предприятия провел Генри Форд задолго до Курта Левина. Он начал с непосредственного проведения таких изменений, при которых рабочие сразу осознали необходимость повышения уровня своего труда, эффективности своей деятельности, и, соответственно, повышения эффективности предприятия. Генри Форд повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза по отношению к среднерыночному. При этом у ворот его предприятия толпа претендентов на рабочие места даже прорвала ворота фабрики. И рабочие тут же осознали необходимость повышения эффективности своей деятельности, а получая такую высокую оплату труда, такая эффективность их деятельности стала внутренней нормой. А угроза увольнения, как отмечал Макс Вебер, в первую очередь обусловливают готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка [Вебер].

Такую же возможность повышения эффективности деятельности показывает уже в наши дни В.И. Бовыкин. Причем, даже, как единственную возможность: «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55]. А «без решения проблемы управления персоналом все попытки что — либо улучшить в организациях практически бесполезны» [Бовыкин, с. 19].

Так почему же наши предприятия не используют эту возможность повышения эффективности? Ответ достаточно очевиден. На предприятии Генри Форда был простейший физический труд. Повысить эффективность этого труда работникам было достаточно просто, также как и освоить его претендентам. Вложения собственника в повышение уровня оплаты труда даже в 2,5 раза, быстро окупились. В наши же время интеллектуального труда ситуация совершенно другая. Даже работнику предприятия на своем рабочем месте для повышения эффективности деятельности необходимы и новые знания, и новые навыки. А тем более и претендентам не знакомым с деятельностью предприятия. Поэтому угроза увольнения уже не так опасна для работников. И при вложении средств в такое существенное повышение уровня оплаты труда собственник может не дождаться их окупаемости – предприятие может обанкротиться. Тем более что в наше время необходимый уровень оплаты труда должен повышаться уже 2,5-4 раза. А чем ниже устанавливаемый уровень – чем ниже опасность увольнения – тем выше опасность банкротства. И эффективность деятельности персонала практически не повышается [, ].

Исправить ситуацию может только применение методов проведения организационных изменений Курта Левина и его последователей Ларри Грейнера (1967), Джона Коттера (1995), и др. Проведение организационных изменений – это серьезный проект. Первый этап которого должен заключаться в необходимой предварительной работе с персоналом о том, что для повышения эффективности деятельности предприятия и, соответственно уровня оплаты труда, необходимо повышение как уровня труда, так и повышение уровня знаний и компетенций сотрудников. Только когда это осознано, можно начинать второй этап проект с реализацией разработанной совместно с коллективом четкой программой проведения организационных изменений, включающей повышение уровня оплаты труда. При этом, как и у Генри Форда, уровень оплаты труда не должен повышаться у тех сотрудников, которые не выполняют свои пункты программы проведения изменений. Так можно повысить и время окупаемости проекта, и проводить его с повышением уровня оплаты труда не на 150-300%, а, в минимальном варианте, на 25%. Только тогда и будет повышения эффективности до предельно. Она будет повышена до соответствующего уровня рынка труда.

В настоящей статье приведено лишь краткое изложение только одной возможности повышения эффективности деятельности предприятия, все возможности повышения эффективности подробно рассмотрены и обоснованы в наших статьях 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (57)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (574)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (116)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (158)

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Левин К.Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2017.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

DellaVigna S., List J., Malmendier U., Rao G. (2016). Estimating Social Preferences and Gift Exchange at Work. — https://eml.berkeley.edu/~sdellavi/wp/SocialPreferencesWorkJun19.pdf.

Esteves-Sorenson C. (2018). Gift Exchange in the Workplace Addressing the Conflicting Evidence with a Careful Test. — https://growkudos.com/publications/10.1287%25252Fmnsc.2017.2801/reader.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Возможности повышения эффективности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Стратегия создания организационной структуры?


26.05.2021 11:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.



Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021