ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2023 годов
(45)Интерес человека - основа эффективности предприятия май 2023
(407)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(225)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022

Организация и управление. 1. Основные положения

1. Основные положения
 
Организация и управление – это два необходимых аспекта деятельности любой организации. При этом, если нет организации, то невозможно и управление, так как просто непонятно кто, кем и чем, и как должен управлять - «Деятельность по управлению никогда, конечно не происходит в еще неорганизованном пространстве» [1]. А без управления невозможно создать саму организацию («организованное пространство») – самим процессом организации необходимо управлять – ставить цели по организации деятельности, анализировать их достижение, при отклонении от целей проводить необходимые коррекции.
 
Уже из вышеизложенного видно, что термин «организация» имеет несколько значений. Эта многозначность хорошо сформулирована в оксфордском толковом словаре по психологии [2]: «ОРГАНИЗАЦИЯ – 
  1. Характеристика любой сложной системы, отражающая степень, в которой ее отдельные, структурно различные части функционально согласованы и взаимосвязаны. 
  2. Процесс, который действует для того, чтобы создать такую координированную систему. 
  3. Сама система, обнаруживающая такие качества».
Иными словами, организация в разных значениях этого термина означает 1) действующие организационные принципы (актуальные организационные документы и устные положения, организационная культура), 2) процесс создания этих организационных принципов, и 3) сам социальный субъект имеющий эти организационные принципы. И социальная организация – это организованная система. В то же время, управление это - «элемент, функция организованной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программ и целей, воздействие на систему, общество, коллектив предприятия, фирмы с целью их упорядочения, совершенствования и развития» [3]. Приведенное определение во многом повторяет десятки других но в отличие от них оно говорит и о том, что конечная цель управления не просто реализация целей и программ организации, а и совершенствование и развитие организации. При этом конкретные цели, например, производства могут входить в конфликт с целями совершенствования и развития – доминирование целей производства может тормозить развитие и приводить к снижению эффективности организации. Цели совершенствования и развития будут рано или поздно получать приоритет и даже корректировать и отменять некоторые цели производства.
 
Отметим, что некоторые из определений управления включает в него не только обеспечение реализации программ и целей, но и само целеполагание [например, 4]. А Пригожин отмечает, что «Единство целеполагания и целеосуществления - это основа эффективности социального управления. Поэтому целевое управляющее воздействие реализуется через два этапа деятельности по управлению: определение целей-заданий и разработка технологии их реализации. С точки зрения конечного итога они равноправны» [5].

Управление возможно только тогда, когда поставлена цель. Перед организацией всегда ставится цель, ради которой она и создается, но достигается она десятками, сотнями, тысячами ее членов – необходимо довести эту цель до каждого подразделения – целеполагание, а далее управлять достижением поставленной целью (целеосуществление). Перед самим целеполаганием ставится цель разработки планов и проектов деятельности – частных целей для всех структурных подразделений. А когда эта цель достигается, мы получаем частные цели, которые определяют реальную текущую деятельность организации. Так что целеполагание можно справедливо считать частью управления. Но если перед организацией цель не поставлена, то она может заниматься только поисковой деятельностью [6]. Или просто ставить свои цели «от достигнутого», не занимаясь целеполаганием, заниматься только текущей операционной деятельностью.
 
Если мы рассмотрим саму деятельность организации, то в ней возникает два основных ее вида: во-первых, деятельность по взаимной увязке одновременно протекающих различных направлений деятельности (производство, новые разработки, развитие организации, продвижение на рынке) и различных вытекающих планов и проектов, имеющих свои частные цели, но подчиненные общей цели. И, во-вторых, целеосуществление - организацию достижения отдельных целей определяемых разработанными планами и проектами – последовательное выполнение отдельных операций, каждая из которых подчинена единой цели.
 
Это «два совершенно различных вида деятельности», которые Карл фон Клаузевиц определил как стратегия и тактика [7]. В военной сфере, по его определению, стратегия составляет план войны, намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям; тактика – организация самих по себе этих отдельных боев и ведение их. При этом стратегия должна быть ориентирована на конечную цель, которую государство ставит перед войной. [7]. Аналогично и в бизнесе, мы составляем план деятельности организации по всем направлениям, намечаем отдельные предметные цели, разрабатываем конкретные планы и проекты, даем в них установки отдельным операциям (стратегия). Организуем проведение этих операций и проводим их (тактика). Однако нужно отметить, что одна и та же задача может решаться и стратегически, и тактически.  
Если поставленная цель не раскладывается на несколько «с особыми целями, подчиненными общему целому» и просто организуется ее выполнение в целом, то это тактика. Если же цель раскладывается на несколько целей, которые взаимно увязываются и ставятся перед различными исполнителями – это стратегия. И стратегическое решение задачи, как видится, более детально и эффективно, чем тактическое.
 
Еще один важный момент, отмеченный Клаузевицем – это то, что стратегия – это процесс, использующий полученные тактические результаты для развития дальнейшей стратегии: «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [7].
 
В бизнесе стратегия исходит от цели, поставленной собственником перед организацией. Собственно стратегия – это целеполагание, отталкивающееся от цели, поставленной перед организацией, это управление целями – стратегическое управление. А тактика – это организация самих по себе отдельных поставленных стратегией целей и управление деятельностью по их достижению – тактическое (операционное) управление - целеосуществление. 

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ >> 2. Стратегическое управление
 

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
18.01.2022
Договор с компанией "Геометрика" на повышение эффективности деятельности
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

05.05.2023 Современное предприятие: организация или самоорганизация? Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 2
Статья посвящена созданию организации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность. Проблеме, актуальной более ста лет, но не разрешенной и до ... далее

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

10.01.2023 Комплексное (всестороннее) совершенствование организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги обеспечивают самую совершенную организацию деятельности предприятия Заказчика. Это организация, базирующаяся создаваемой в ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023