О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.03.2017

Парадигма менеджмента и парадигма предприятия. Существующие парадигмы

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017

3. Четыре парадигмы современного менеджмента
 
Можно выделить не три (таблица 1), а четыре парадигмы современного менеджмента [1]. Их можно привести в виде, показанном в таблице 2.
 
Таблица 2. Парадигмы менеджмента – базовые парадигмы предприятия.

  Элементы парадигмы предприятия
Административная
парадигма
Экономическая парадигма
Партнерская
парадигма
Попустительская
парадигма

Деятельность предприятия ориентирована на цели: Предприятия, общества Предприятия и коллектива Предприятия, коллектива, общества Коллектива
Определение средств оплаты труда: Плановый ФОТ Плановый ФОТ Согласованная фиксированная часть выработки Большая часть выработки 
Определение вознаграждения сотрудников: Повременное с субъективными премиями или сдельное со снижением расценок Повременное с премиями по показателям По вкладу в результат предприятия Повременное с субъективными премиями
Основной стиль управления: Авторитарный
Демократический Партнерский Попустительский

Процент документирова-ния необходимых положений: Высокий Высокий Высокий Низкий
Другие положения формальной организации Во многом требования к формальной организации изложены в стандарте менеджмента качества ИСО 9000 

Самоконтроль Неформальная организация слаба, если доминируют цели предприятия. Но может быть сильной при доминировании целей общества
Ограничен Высокий Очень ограничен
Производствен-ная культура Средняя Высокая Низкая
Наличие корпоративной культуры  Возможно ограниченно Обеспечивается Невозможно
Организация деятельности в нерегламентиро-ванных ситуациях Средняя Высокая Низкая
  
Примечание. В таблице отмечены только самые общие реально возможные положения неформальной организации.
 
При составлении данной таблицы (табл.2) мы не ставили целью привести полные парадигмы менеджмента, цель – показать их отличия. Административная парадигма примерно соответствует традиционной (табл. 1), а экономическая и партнерская – инновационной (табл. 1). Имея такие четыре парадигмы менеджмента, собственник уже может выбрать необходимую ему парадигму менеджмента, создать и парадигму своего предприятия. Рассмотрим эти четыре парадигмы (табл. 2).
 
1. Административная парадигма. Цели предприятия и коллектива не гармонизированы. Управление осуществляется через формальный контроль. Корпоративная культура отсутствует, неформальная организация слаба. Отношения – зависимость от руководства. Ограниченность формальной организации компенсируется приказами и распоряжениями.
Однако положение меняется, когда у предприятия имеется высокая общественная цель – высокая миссия (армия во время боевых действий, оборонные предприятия, коммерческие и некоммерческие предприятия, выпускающие признанную общественно-необходимую продукцию и т.д.). Тогда, несмотря на формализм, предприятие может иметь высокую корпоративную культуру: самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление на достижение общественно-необходимой цели. Во многом это зависит от руководителя. Это же социальное положение касается и всех других парадигм, но административной – особо.
Отмеченные два варианта административной парадигмы отличаются лишь социальной направленностью предприятия и, соответственно, организационной культурой. В принципе, второй вариант парадигмы можно назвать административно-социальной парадигмой, и выделять уже пять парадигм менеджмента.
 
2. Экономическая парадигма. Цели предприятия и коллектива негармонизированы, но оплата труда ведется по системе показателей. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на показатели, и формальный контроль, ориентированный на цели предприятия. Отношения – координации на достижение заданных показателей. Ограниченность формальной организации (ее ориентации на показатели) компенсируется приказами и распоряжениями, ориентированными на достижение целей предприятия.
 
3. Партнерская парадигма. Цели предприятия и коллектива гармонизированы. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на цели и коллектива, и предприятия. Корпоративная культура сильна – формальная организация является ее артефактом. Формальный контроль минимален. Отношения взаимозависимости. Ограниченность формальной организации компенсируется саморазвитием, самоорганизацией и самоуправлением коллектива на достижение целей предприятия.
 
4. Попустительская парадигма. Формальная организация ограничена и мало актуальна. Неформальная организация замыкается на локальные цели отдельных групп. Управление на достижение целей предприятия осуществляется через формальный контроль, но он слаб. Отношения и зависимости от руководства, и взаимозависимости, и координации, при такой парадигме слабы. Эта парадигма характерна для творческих коллективов, в бизнесе она приводит к низкой эффективности предприятия.
 
Отметим что сейчас в большинстве случаев парадигмы создается подсознательно, и даже если предприятие давно уже функционирует, руководителю бывает довольно трудно сформулировать свою парадигму. Тем не менее, без сформулированной парадигмы, деятельность предприятия не может быть стабильной – ведь для стабильности и эффективности предприятия необходимо постоянство ключевых положений в долгосрочной перспективе. Парадигма может изменяться только при обнаружении серьезных проблем, угрожающих предприятию, или наоборот, при обнаружении больших открывающихся возможностей, требующих перестройки предприятия. Все конструкции предприятия создаются в рамках парадигмы – не выходя за эти рамки. И вся деятельность предприятия исходит именно от его парадигмы. Она определяет и стабильность, и эффективность предприятия.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Парадигма менеджмента и парадигма предприятия"

01.10.2017 12:04  Вадим

В чем заключается парадигма развития предприятия?

01.10.2017 18:40  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Парадигма развития предприятия – это необходимая и достаточная система ключевых положений социально-трудовых отношений и организации (СТОО), обеспечивающих развитие предприятия, основные ее положения заключаются в следующем:
  • Мониторинг внешней и внутренней среды без которого невозможно определение направления развития предприятия.
  • Гетерархические организационные структуры при разработке парадигмы предприятия «как должно быть» (об этих структурах см. статьи «Полная модель управления организацией» и «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» - журнал «Менеджмент сегодня» №2 и №3, 2017).
  • Мотивация участников разработки парадигмы «как должно быть» на свой вклад и вклад своих подразделений в результаты предприятия, руководителя предприятия – на результат предприятия.
  • Участие собственника в разработке парадигмы «как должно быть» или наличие «парадигмы собственника» (об этой парадигме см. статью «Парадигма менеджмента и парадигма предприятия» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №3, 2017). Желательно участие независимых консультантов, владеющих навыками разработки парадигмы.


23.07.2020 14:53  Алексей

Какой главный стимул используется в административной парадигме?

23.07.2020 18:04  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Макс Вебер писал: «Возможность аккордной оплаты и опасность увольнения в первую очередь обусловливают готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка» [Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии]. Аккордную оплаты административная система не использует и главный стимул в административной парадигме - работать так, чтобы тебя не уволили.
Однако этот стимул присутствует только в тех предприятиях, уровень оплаты труда в которых выше среднерыночного. Если ниже, действуют другие, уже нематериальные, стимулы. Главным образом возможность обучения, занятия своими делами, общения и др. Но опять же в таких рамках, чтобы тебя не уволили. И эти рамки тем шире, чем ниже уровень оплаты по отношению к среднерыночному [Барнард Ч.. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации].

15.03.2021 16:07  Анастасия

Можно ли рассматривать стратегический менеджмент как современную парадигму менеджмента?

15.03.2021 18:05  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегическое управление в менеджменте введено Альфредом Чандлером еще в 1962 г. Он писал: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Тем не менее в условиях неопределенности эффективная деятельность предприятия без стратегического управления просто невозможна. Стратегическое управление - это элемент любой современной парадигмы менеджмента.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Парадигма менеджмента и парадигма предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (48)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021