Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Парадигма менеджмента и парадигма предприятия. Существующие парадигмыЖурнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017
3. Четыре парадигмы современного менеджмента
Можно выделить не три (таблица 1), а четыре парадигмы современного менеджмента [1]. Их можно привести в виде, показанном в таблице 2.
Таблица 2. Парадигмы менеджмента – базовые парадигмы предприятия.
|
Элементы парадигмы предприятия
|
Административная
парадигма
|
Экономическая парадигма
|
Партнерская
парадигма
|
Попустительская
парадигма |
|
Деятельность предприятия ориентирована на цели: |
Предприятия, общества
|
Предприятия и коллектива
|
Предприятия, коллектива, общества
|
Коллектива |
Определение средств оплаты труда:
|
Плановый ФОТ
|
Плановый ФОТ
|
Согласованная фиксированная часть выработки
|
Большая часть выработки
|
Определение вознаграждения сотрудников:
|
Повременное с субъективными премиями или сдельное со снижением расценок
|
Повременное с премиями по показателям
|
По вкладу в результат предприятия
|
Повременное с субъективными премиями
|
Основной стиль управления:
|
Авторитарный
|
Демократический |
Партнерский |
Попустительский
|
|
Процент документирова-ния необходимых положений: |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Другие положения формальной организации
|
Во многом требования к формальной организации изложены в стандарте менеджмента качества ИСО 9000
|
|
Самоконтроль |
Неформальная организация слаба, если доминируют цели предприятия. Но может быть сильной при доминировании целей общества
|
Ограничен |
Высокий |
Очень ограничен
|
Производствен-ная культура
|
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Наличие корпоративной культуры
|
Возможно ограниченно
|
Обеспечивается
|
Невозможно |
Организация деятельности в нерегламентиро-ванных ситуациях
|
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Примечание. В таблице отмечены только самые общие реально возможные положения неформальной организации.
При составлении данной таблицы (табл.2) мы не ставили целью привести полные парадигмы менеджмента, цель – показать их отличия. Административная парадигма примерно соответствует традиционной (табл. 1), а экономическая и партнерская – инновационной (табл. 1). Имея такие четыре парадигмы менеджмента, собственник уже может выбрать необходимую ему парадигму менеджмента, создать и парадигму своего предприятия. Рассмотрим эти четыре парадигмы (табл. 2).
1. Административная парадигма. Цели предприятия и коллектива не гармонизированы. Управление осуществляется через формальный контроль. Корпоративная культура отсутствует, неформальная организация слаба. Отношения – зависимость от руководства. Ограниченность формальной организации компенсируется приказами и распоряжениями.
Однако положение меняется, когда у предприятия имеется высокая общественная цель – высокая миссия (армия во время боевых действий, оборонные предприятия, коммерческие и некоммерческие предприятия, выпускающие признанную общественно-необходимую продукцию и т.д.). Тогда, несмотря на формализм, предприятие может иметь высокую корпоративную культуру: самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление на достижение общественно-необходимой цели. Во многом это зависит от руководителя. Это же социальное положение касается и всех других парадигм, но административной – особо.
Отмеченные два варианта административной парадигмы отличаются лишь социальной направленностью предприятия и, соответственно, организационной культурой. В принципе, второй вариант парадигмы можно назвать административно-социальной парадигмой, и выделять уже пять парадигм менеджмента.
2. Экономическая парадигма. Цели предприятия и коллектива негармонизированы, но оплата труда ведется по системе показателей. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на показатели, и формальный контроль, ориентированный на цели предприятия. Отношения – координации на достижение заданных показателей. Ограниченность формальной организации (ее ориентации на показатели) компенсируется приказами и распоряжениями, ориентированными на достижение целей предприятия.
3. Партнерская парадигма. Цели предприятия и коллектива гармонизированы. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на цели и коллектива, и предприятия. Корпоративная культура сильна – формальная организация является ее артефактом. Формальный контроль минимален. Отношения взаимозависимости. Ограниченность формальной организации компенсируется саморазвитием, самоорганизацией и самоуправлением коллектива на достижение целей предприятия.
4. Попустительская парадигма. Формальная организация ограничена и мало актуальна. Неформальная организация замыкается на локальные цели отдельных групп. Управление на достижение целей предприятия осуществляется через формальный контроль, но он слаб. Отношения и зависимости от руководства, и взаимозависимости, и координации, при такой парадигме слабы. Эта парадигма характерна для творческих коллективов, в бизнесе она приводит к низкой эффективности предприятия.
Отметим что сейчас в большинстве случаев парадигмы создается подсознательно, и даже если предприятие давно уже функционирует, руководителю бывает довольно трудно сформулировать свою парадигму. Тем не менее, без сформулированной парадигмы, деятельность предприятия не может быть стабильной – ведь для стабильности и эффективности предприятия необходимо постоянство ключевых положений в долгосрочной перспективе. Парадигма может изменяться только при обнаружении серьезных проблем, угрожающих предприятию, или наоборот, при обнаружении больших открывающихся возможностей, требующих перестройки предприятия. Все конструкции предприятия создаются в рамках парадигмы – не выходя за эти рамки. И вся деятельность предприятия исходит именно от его парадигмы. Она определяет и стабильность, и эффективность предприятия. __________________ Версия для печати
|
|