О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
05.09.2012

Социальная организация как система. 3. Внутренняя среда организации

3. Внутренняя среда организации

В менеджменте большинство авторов упоминают не только внешнюю среду организации, но и внутреннюю среду, хотя в теории систем речь идет только о внешней среде – внешняя среда это все, что находится вне границ системы.

В медицине Клод Бернар в позапрошлом веке ввел понятие о внутренней среде организма как о совокупности биологичес­ких жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клет­ки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ. Иными словами, это внешняя среда клеток и тканей нашего организма.

Аналогичное понятие о внутренней среде организации, как о совокупности структуры, внутриорганизационных процессов, технологий, организационной культуры, системы управления; автоматизации, разделения труда, коммуникаций, и т.д., разделяется и во многих трудах по менеджменту, причем разные авторы дают различные наборы составляющих внутренней среды, некоторые даже включают во внутреннюю среду и кадры. Некоторые же просто говорят о внутренних функциях организации. Многие авторы дают другие и совершенно различные определения внутренней среде организации, например, как «часть общей среды, которая находится в пределах организации», как «сфера, ограничивающая структурное образование системы», и т.д. Однако, самое главное, практического результата от введения понятия «внутренней среды» не видно, в основном рассматриваются отдельно взятые перечисленные выше компоненты. Кроме того, по аналогии, внутренняя среда имеется и у любого структурного подразделения организации, и в целом внутренняя среда имеет иерархическую структуру, этот момент не рассматривается. Ну и конечно, взаимодействие клеток и среды в организме только физико-химическое – клетки не обладают разумом.

Если подойти с системной точки зрения, то можно отметить, что внешняя среда имеется и у организации, и у любого структурного подразделения организации. Если рассмотреть только структурные подразделения верхнего уровня иерархии по отдельности, то можно увидеть, что их внешняя среда включает все смежные структурные подразделения, руководителя организации, и внешнюю среду организации. Если рассмотреть совокупность всех структурных подразделений верхнего уровня иерархии, то внешней средой всех подразделений будет руководитель организации и внешняя среда организации. При этом совокупность структурных подразделений (со всеми системами их взаимодействия) можно назвать внутренней средой организации, а сама организация (в первом приближении) будет состоять из руководителя, как уполномоченного лица организации, и стоящей за ним внутренней среды организации. Аналогично, каждое структурное подразделение будет состоять из руководителя подразделения, и стоящей за ним внутренней среды подразделения. Внутренняя среда организации будет иметь иерархическую структуру.
При взаимодействии на уровне организации, взаимодействие осуществляется с руководителем организации, а внутренняя среда организации не является предметом взаимодействия. При взаимодействии на уровне подразделения, взаимодействие ведется с руководителем структурного подразделения, внутренняя среда подразделения также не является предметом взаимодействия. Внутренняя среда это то, что стоит за спиной руководителя, то чем он управляет и на что может рассчитывать при внешнем взаимодействии. Знание и «владение» своей внутренней средой позволяет ему адекватно и эффективно вести внешнее взаимодействие от имени своего подразделения, своей организации.

Такое определение внутренней среды организации отлично, от используемого в медицине, но на наш взгляд, более правильно и продуктивно в теории управления социальной организацией.

Поведение внутренней среды всегда носит элемент случайности, оно непредсказуемо. И это не только природные факторы, внутренняя среда организации всегда содержит человека с его непредсказуемостью, даже много большей, чем непредсказуемость природы. «За сухими цифрами, формулами, графиками, а также другими способами абстрактного анализа экономики всегда необходимо видеть самого человека, человеческую личность с ее живым воображением и фантазией и почти мистической способностью к непредсказуемым поступкам и действиям» [4]. Поведение неживых искусственных систем, которые являются подсистемами социальной системы и которыми управляет человек: машин, автоматов, и т.д., в основном детерминировано, непредсказуемое их поведение вызывается достаточно редкими непредсказуемыми изменениями внешней среды. Поведение социальной системы включающей человека невозможно предсказать даже при стабильной внешней среде, и руководитель, и внутренняя среда организации предсказуемы только в определенной степени.

Из этого можно сделать вывод, что социальная организация имеет как внешнюю непредсказуемую среду, так и внутреннюю непредсказуемую среду, и для эффективной деятельности организации необходимо проводить постоянный мониторинг не только результатов деятельности, но и мониторинг состояния внешней и внутренней среды, своевременно проводить необходимые предупреждающие и корректирующие мероприятия.
Разработаем модель социальных систем оперативного и стратегического управления. В случае оперативного управления, как отмечалось выше, руководитель получает в качестве управляющего воздействия кратковременные оперативные задания, в случае же стратегического управления он получает, в виде задания, достаточно длительную стратегию, включающую: цели, миссию, видение, структуру, программы и планы работ, показатели. Наличие такой стратегии позволяет системе длительное время работать автономно, без вмешательства вышестоящего руководителя, однако эта стратегия будет работать, только если она согласована с системой.

С точки зрения графического изображения модели системы это не имеет значения, на всех рисунках будем показывать в качестве управляющего воздействия «задание» (Рис.2), при этом задание не является принадлежностью самой системы, это внешнее задание внешней среды, оно может быть только согласованным с системой – двусторонним документом.

Рисунок 2. Упрощенная рекурсивная модель социальной системы.

Внешнее задание организация получает от учредителя, а также от других систем внешней среды. В случае учредителя, он задает основные показатели деятельности и основные положения стратегии. При получении заданий от систем внешней среды стратегию их достижения разрабатывает сама организация. Руководитель организации анализирует задание (при необходимости дорабатывает его с участием внешне системы), формирует свое видение этого задания, проводит его декомпозицию на свою внутреннюю среду (структурные подразделения), выдавая им частные задания. В ходе работы он получает от подразделений отчеты и координирует их деятельность. Система мониторинга дает руководителю независимую информацию о деятельности подразделений внутренней среды, а также информацию о состоянии внешней среды. В случае отклонений проводится коррекция деятельности.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социальная организация как система "



19.03.2014 14:33  Лидия

Что такое управление по оценкам возмущениям отклонениям?

19.03.2014 18:30  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любое управление – это управление направленное на достижение поставленной цели – предвидимого результата. Цель в социальных организациях всегда ставится в условиях неполной опреленности, в процессе деятельности практически всегда происходяи различные непредвиденные возмущения влияющие на конечный результат. Именно по этому и нужно управление.

Управление по отклонению основано на измерении текущего достигнутого результата (его оценки) – это управление по отклонению заданного на данный момент показателя от фактически достигнутого. Если такое отклонение обнаружено – проводятся корректирующие действия по ликвидации этого отклонения.

Управление по возмущению основано на измерении самого возмущения (его оценки). Если такое возмущение онаружено, по принимаются предупреждающие действия, направленные на то, чтобы это возмущение не повлияло на конечный результат.

04.04.2016 9:19  Ипполит

Факторы, определяющие эффективность системы управления персоналом на предприятии?


04.04.2016 15:26  Moderator

Назовем основные, без решения которых управление персоналом или невозможно, или неэффективно:
  • Система планирования и бюджетирования.
  • Система управленческого учета.
  • Система оплаты труда. Правильное сочетание индивидуальной и коллективной оплаты.
  • Правильно сформулированная миссия предприятия.
  • Личность руководителя, его способность подобрать и воспитать команду единомышленников. Признанного лидера.
  • Организационная документация.
  • Организационная культура.
Если все факторы проведены в жизнь правильно, то система управления персоналом на предприятии практически и не нужна. Необходима только поддержка корпоративной культуры и ее коррекция при изменении целей предприятия, но это прерогатива руководителя.


05.06.2017 16:43  Валентина

Система и организация. Общее и различия?

05.06.2017 18:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Мир состоит из физических и живых систем. Живые системы могут быть несоциальными системами и социальными организациями. Социальные организации могут быть естественными и искусственными. Естественные организации создаются естественным путем для наибольшего удовлетворения потребностей их членов. Искусственные организации – это организации, создаваемые искусственно для удовлетворения потребностей их создателей – это, например, коммерческие предприятия, создаваемые их учредителями.

И основная проблема менеджмента – это согласование целей, поставленных учредителем перед искусственной организацией, и целей персонала организации, который приходит в организацию для удовлетворения своих целей, а не целей организации.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социальная организация как система ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Инструменты декомпозиции целей организации?


03.06.2019 15:57   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Организация предприятия: принципы построения дерева целей

Цели организации - это неразложимые цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective // Organization Science, 2004, n.15, pp. 617–32]. Как, например, разложить цель повышения прибыли на ее составляющие? Никаких таких составляющих просто нет!

Никакие логически построенные алгоритмы декомпозиции организационных целей невозможны. Джек Уэлч, один из самых успешных топ-менеджеров в мире, говорил, что такие решения он «нутром чувствует», на основании интуиции, а не анализа.

Таким образом, единственный инструмент декомпозиции организационных целей - это человек, имеющий такой опыт, такую интуицию, что может принимать решения по декомпозиции целей "нутром".



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru