О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
05.09.2012

Социальная организация как система. 6. Рекурсивная модель организации

1. Рекурсивная модель организации

Модель организации, изображенная на рис.3, самая общая и затрагивает внутреннюю структуру организации только в самых общих чертах, да и с изображением всех аспектов внешней среды сделать это затруднительно. На рис. 4 приведена рекурсивная модель организации, на которой из всей внешней среды показаны две только непосредственно взаимодействующие системы: учредитель и клиент.

Рисунок 4. Рекурсивная модель организации.

Как отмечалось в статье «Жизненный цикл организации» [11], на различных стадиях жизненного цикла цели организации различны, различна и организация: это и харизматическая организация (создание нового продукта и его апробация), и рациональная организация (серийное производство продукта). Отмечалось также, что и на этапе рациональной организации необходимо присутствие и харизматической организации, так как совершенствование продукта есть бесконечный процесс. Однако приведенная модель отражает все стадии жизненного цикла организации.

В данной модели внешняя среда организации включает:
  • Учредителя организации, идею, реализацию которой он финансирует, и стратегию организации, являющуюся двусторонним документом. Если идея родилась в организации и ее реализация не требует ресурсов от учредителя (внутренняя идея), то она является внутренним документом организации.
  • Клиентов и двусторонние договоры с клиентами.
Организация включает:
  • Руководителя
  • Систему независимого мониторинга, основой которой является корпоративная информационная система организации и официальные документы.
  • Внутреннюю среду, включающую структурные подразделения.
  • Задания внутренней среде, являющиеся двусторонними документами между руководителем и структурными подразделениями внутренней среды.
  • Внутренние идеи. Собственно, при реализации, любая внешняя идея обрастает множеством внутренних идей.
Модель руководителя включает:
  • Три однотипных блока «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт», каждый из которых содержит модули «Анализ – Видение – Декомпозиция» которые изображены в виде линейно связанных модулей, однако это только схематически, реально их взаимодействие намного сложнее, оно итерационно и не поддается формализации.
  • Систему независимого мониторинга (фактически, это способность руководителя выделять, видеть и слышать актуальную информацию, его интуиция). Система независимого мониторинга охватывает всю внешнюю среду (может выходить и за рамки государства), и всю внутреннюю среду (например, рядового работника на его рабочем месте).
Стратегия организации, являясь внешним двусторонним документом, имеет следующие компоненты:
  • Цель;
  • Миссия;
  • Видение;
  • Частные стратегические цели;
  • Структура;
  • Организационная культура;
  • Программы и Проекты, ресурсы;
  • Показатели деятельности;
Стратегия организации достаточно полно рассмотрена в работе [12], кратко остановимся только на двух ее элементах - структуре и организационной культуре.

Структура включает организационную схему, положения о структурных подразделениях, регламенты взаимодействия подразделений, должностные инструкции, организационно-штатную расстановку. Структура определяет формальную систему управления организацией.
Организационная культура – это разделяемые коллективом цели организации, ценности, нормы, а также обычаи, символы, легенды, и т.д. Причем это не формально изложенные положения, а социализированные, внутренние положения и установки членов организации.

Формальная система управления документально устанавливает методы достижения цели, поставленной перед организацией, однако формализовать можно далеко не все и далеко не всегда. Наиболее полно, например, может быть формализовано серийное производство, и такая формализация четко оправдана, но и здесь возможны нештатные (неформализуемые) ситуации, когда приходится искать возможные альтернативы и принимать решение по сложившейся ситуации. Но нахождение идей, разработка нового продукта, создание прототипа продукта – это уже моменты, когда формализация может быть проведена только в самых общих чертах.

Как раз управление в неформализуемых условиях и осуществляется, фактически, неформальной системой управления – организационной культурой. Организационная культура обеспечивает внешнюю адаптацию организации и ее внутреннюю интеграцию в условиях непредсказуемой внешней и внутренней среды, обеспечивает нахождение путей достижения целей организации в условиях, когда формализация невозможна. Она обеспечивает самоорганизацию, как во внешней, так и во внутренней среде.

Можно отметить, что формальная структура вовсе не гарантирует, что реальная деятельность организации будет строго ей соответствовать. В некоторых случаях отклонения довольно значительные. И можно сказать, что организационная культура включает в себя и интернализованную формальную структуру, и именно организационная культура и является реальной системой управления организации.

Каждый модуль анализа блоков «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» проводит анализ входных данных (договора, стратегии или идеи), анализ информации, поступающей от подчиненных подразделений внутренней среды, а также информацию от независимых систем мониторинга. Блок «Внутренне видение» формирует внутреннее видение, для формальной стратегии, например, – ту стратегию, которую реально будет проводить в жизнь руководитель организации. Эта стратегия всегда отлична от исходной: во-первых, она, как правило, шире и богаче исходной, во вторых она формируется на другом «языке» и не может, поэтому, строго соответствовать исходной, и в третьих, на нее накладываются личные цели руководителя. Блок «Декомпозиция» проводит декомпозицию стратегии руководителя на подразделения внутренней среды, определяет частные цели этих подразделений и стратегию достижения этих целей.

Учитывая, что блоки «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» имеют одинаковую структуру, их можно условно объединить, при этом модель существенно упростится (Рис.5). Но, поскольку эти блоки моделируются, как правило, по отдельности, она может иметь широкое применение, и только при совместном моделировании блоков, необходимо пользоваться именно ей.

Рисунок 5. Упрощенная рекурсивная модель организации

В приведенной модели (Рис.5) функции интеграции возложены на блок «Анализ».
Ранее была приведена рекурсивная модель организации исходя из теории стратегического управления и модели экономического человека [13], данная модель, кроме этого, исходит и из теории систем и из жизненного цикла организации [11], она более логична и детальна, но принципиально не отличается от первой.

Упрощенная модель (Рис.5) очень близка к ранней модели [13], но в отличие от нее все функции руководителя сведены в один блок (три модуля). Исходная стратегия (договор, идея) вынесена в виде двустороннего формального документа, а выходная стратегия (декомпозиция входной) также вынесена в виде двустороннего (уже с подчиненными подразделениями) формального документа. При этом работа модели становится более прозрачной, поскольку внутреннее видение стратегии известно только руководителю, основой эффективности организации является формализация входной и выходной стратегий и их максимальное соответствие, которая в явном виде отсутствует в ранней модели [13].
См. новую статью  Социо-кибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента №6 2014 г.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социальная организация как система "



19.03.2014 14:33  Лидия

Что такое управление по оценкам возмущениям отклонениям?

19.03.2014 18:30  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любое управление – это управление направленное на достижение поставленной цели – предвидимого результата. Цель в социальных организациях всегда ставится в условиях неполной опреленности, в процессе деятельности практически всегда происходяи различные непредвиденные возмущения влияющие на конечный результат. Именно по этому и нужно управление.

Управление по отклонению основано на измерении текущего достигнутого результата (его оценки) – это управление по отклонению заданного на данный момент показателя от фактически достигнутого. Если такое отклонение обнаружено – проводятся корректирующие действия по ликвидации этого отклонения.

Управление по возмущению основано на измерении самого возмущения (его оценки). Если такое возмущение онаружено, по принимаются предупреждающие действия, направленные на то, чтобы это возмущение не повлияло на конечный результат.

04.04.2016 9:19  Ипполит

Факторы, определяющие эффективность системы управления персоналом на предприятии?


04.04.2016 15:26  Moderator

Назовем основные, без решения которых управление персоналом или невозможно, или неэффективно:
  • Система планирования и бюджетирования.
  • Система управленческого учета.
  • Система оплаты труда. Правильное сочетание индивидуальной и коллективной оплаты.
  • Правильно сформулированная миссия предприятия.
  • Личность руководителя, его способность подобрать и воспитать команду единомышленников. Признанного лидера.
  • Организационная документация.
  • Организационная культура.
Если все факторы проведены в жизнь правильно, то система управления персоналом на предприятии практически и не нужна. Необходима только поддержка корпоративной культуры и ее коррекция при изменении целей предприятия, но это прерогатива руководителя.


05.06.2017 16:43  Валентина

Система и организация. Общее и различия?

05.06.2017 18:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Мир состоит из физических и живых систем. Живые системы могут быть несоциальными системами и социальными организациями. Социальные организации могут быть естественными и искусственными. Естественные организации создаются естественным путем для наибольшего удовлетворения потребностей их членов. Искусственные организации – это организации, создаваемые искусственно для удовлетворения потребностей их создателей – это, например, коммерческие предприятия, создаваемые их учредителями.

И основная проблема менеджмента – это согласование целей, поставленных учредителем перед искусственной организацией, и целей персонала организации, который приходит в организацию для удовлетворения своих целей, а не целей организации.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социальная организация как система ", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Инструменты декомпозиции целей организации?


03.06.2019 15:57   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Организация предприятия: принципы построения дерева целей

Цели организации - это неразложимые цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective // Organization Science, 2004, n.15, pp. 617–32]. Как, например, разложить цель повышения прибыли на ее составляющие? Никаких таких составляющих просто нет!

Никакие логически построенные алгоритмы декомпозиции организационных целей невозможны. Джек Уэлч, один из самых успешных топ-менеджеров в мире, говорил, что такие решения он «нутром чувствует», на основании интуиции, а не анализа.

Таким образом, единственный инструмент декомпозиции организационных целей - это человек, имеющий такой опыт, такую интуицию, что может принимать решения по декомпозиции целей "нутром".



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru