ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(84)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(29)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Социальная организация как система. 6. Рекурсивная модель организации

1. Рекурсивная модель организации

Модель организации, изображенная на рис.3, самая общая и затрагивает внутреннюю структуру организации только в самых общих чертах, да и с изображением всех аспектов внешней среды сделать это затруднительно. На рис. 4 приведена рекурсивная модель организации, на которой из всей внешней среды показаны две только непосредственно взаимодействующие системы: учредитель и клиент.

Рисунок 4. Рекурсивная модель организации.

Как отмечалось в статье «Жизненный цикл организации» [11], на различных стадиях жизненного цикла цели организации различны, различна и организация: это и харизматическая организация (создание нового продукта и его апробация), и рациональная организация (серийное производство продукта). Отмечалось также, что и на этапе рациональной организации необходимо присутствие и харизматической организации, так как совершенствование продукта есть бесконечный процесс. Однако приведенная модель отражает все стадии жизненного цикла организации.

В данной модели внешняя среда организации включает:
  • Учредителя организации, идею, реализацию которой он финансирует, и стратегию организации, являющуюся двусторонним документом. Если идея родилась в организации и ее реализация не требует ресурсов от учредителя (внутренняя идея), то она является внутренним документом организации.
  • Клиентов и двусторонние договоры с клиентами.
Организация включает:
  • Руководителя
  • Систему независимого мониторинга, основой которой является корпоративная информационная система организации и официальные документы.
  • Внутреннюю среду, включающую структурные подразделения.
  • Задания внутренней среде, являющиеся двусторонними документами между руководителем и структурными подразделениями внутренней среды.
  • Внутренние идеи. Собственно, при реализации, любая внешняя идея обрастает множеством внутренних идей.
Модель руководителя включает:
  • Три однотипных блока «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт», каждый из которых содержит модули «Анализ – Видение – Декомпозиция» которые изображены в виде линейно связанных модулей, однако это только схематически, реально их взаимодействие намного сложнее, оно итерационно и не поддается формализации.
  • Систему независимого мониторинга (фактически, это способность руководителя выделять, видеть и слышать актуальную информацию, его интуиция). Система независимого мониторинга охватывает всю внешнюю среду (может выходить и за рамки государства), и всю внутреннюю среду (например, рядового работника на его рабочем месте).
Стратегия организации, являясь внешним двусторонним документом, имеет следующие компоненты:
  • Цель;
  • Миссия;
  • Видение;
  • Частные стратегические цели;
  • Структура;
  • Организационная культура;
  • Программы и Проекты, ресурсы;
  • Показатели деятельности;
Стратегия организации достаточно полно рассмотрена в работе [12], кратко остановимся только на двух ее элементах - структуре и организационной культуре.

Структура включает организационную схему, положения о структурных подразделениях, регламенты взаимодействия подразделений, должностные инструкции, организационно-штатную расстановку. Структура определяет формальную систему управления организацией.
Организационная культура – это разделяемые коллективом цели организации, ценности, нормы, а также обычаи, символы, легенды, и т.д. Причем это не формально изложенные положения, а социализированные, внутренние положения и установки членов организации.

Формальная система управления документально устанавливает методы достижения цели, поставленной перед организацией, однако формализовать можно далеко не все и далеко не всегда. Наиболее полно, например, может быть формализовано серийное производство, и такая формализация четко оправдана, но и здесь возможны нештатные (неформализуемые) ситуации, когда приходится искать возможные альтернативы и принимать решение по сложившейся ситуации. Но нахождение идей, разработка нового продукта, создание прототипа продукта – это уже моменты, когда формализация может быть проведена только в самых общих чертах.

Как раз управление в неформализуемых условиях и осуществляется, фактически, неформальной системой управления – организационной культурой. Организационная культура обеспечивает внешнюю адаптацию организации и ее внутреннюю интеграцию в условиях непредсказуемой внешней и внутренней среды, обеспечивает нахождение путей достижения целей организации в условиях, когда формализация невозможна. Она обеспечивает самоорганизацию, как во внешней, так и во внутренней среде.

Можно отметить, что формальная структура вовсе не гарантирует, что реальная деятельность организации будет строго ей соответствовать. В некоторых случаях отклонения довольно значительные. И можно сказать, что организационная культура включает в себя и интернализованную формальную структуру, и именно организационная культура и является реальной системой управления организации.

Каждый модуль анализа блоков «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» проводит анализ входных данных (договора, стратегии или идеи), анализ информации, поступающей от подчиненных подразделений внутренней среды, а также информацию от независимых систем мониторинга. Блок «Внутренне видение» формирует внутреннее видение, для формальной стратегии, например, – ту стратегию, которую реально будет проводить в жизнь руководитель организации. Эта стратегия всегда отлична от исходной: во-первых, она, как правило, шире и богаче исходной, во вторых она формируется на другом «языке» и не может, поэтому, строго соответствовать исходной, и в третьих, на нее накладываются личные цели руководителя. Блок «Декомпозиция» проводит декомпозицию стратегии руководителя на подразделения внутренней среды, определяет частные цели этих подразделений и стратегию достижения этих целей.

Учитывая, что блоки «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» имеют одинаковую структуру, их можно условно объединить, при этом модель существенно упростится (Рис.5). Но, поскольку эти блоки моделируются, как правило, по отдельности, она может иметь широкое применение, и только при совместном моделировании блоков, необходимо пользоваться именно ей.

Рисунок 5. Упрощенная рекурсивная модель организации

В приведенной модели (Рис.5) функции интеграции возложены на блок «Анализ».
Ранее была приведена рекурсивная модель организации исходя из теории стратегического управления и модели экономического человека [13], данная модель, кроме этого, исходит и из теории систем и из жизненного цикла организации [11], она более логична и детальна, но принципиально не отличается от первой.

Упрощенная модель (Рис.5) очень близка к ранней модели [13], но в отличие от нее все функции руководителя сведены в один блок (три модуля). Исходная стратегия (договор, идея) вынесена в виде двустороннего формального документа, а выходная стратегия (декомпозиция входной) также вынесена в виде двустороннего (уже с подчиненными подразделениями) формального документа. При этом работа модели становится более прозрачной, поскольку внутреннее видение стратегии известно только руководителю, основой эффективности организации является формализация входной и выходной стратегий и их максимальное соответствие, которая в явном виде отсутствует в ранней модели [13].
См. новую статью  Социо-кибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента №6 2014 г.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024