Социальная организация как система. 6. Рекурсивная модель организации
1. Рекурсивная модель организации
Модель организации, изображенная на рис.3, самая общая и затрагивает внутреннюю структуру организации только в самых общих чертах, да и с изображением всех аспектов внешней среды сделать это затруднительно. На рис. 4 приведена рекурсивная модель организации, на которой из всей внешней среды показаны две только непосредственно взаимодействующие системы: учредитель и клиент.
Рисунок 4. Рекурсивная модель организации.
Как отмечалось в статье «Жизненный цикл организации» [11], на различных стадиях жизненного цикла цели организации различны, различна и организация: это и харизматическая организация (создание нового продукта и его апробация), и рациональная организация (серийное производство продукта). Отмечалось также, что и на этапе рациональной организации необходимо присутствие и харизматической организации, так как совершенствование продукта есть бесконечный процесс. Однако приведенная модель отражает все стадии жизненного цикла организации.
В данной модели внешняя среда организации включает:
- Учредителя организации, идею, реализацию которой он финансирует, и стратегию организации, являющуюся двусторонним документом. Если идея родилась в организации и ее реализация не требует ресурсов от учредителя (внутренняя идея), то она является внутренним документом организации.
- Клиентов и двусторонние договоры с клиентами.
Организация включает:
- Руководителя
- Систему независимого мониторинга, основой которой является корпоративная информационная система организации и официальные документы.
- Внутреннюю среду, включающую структурные подразделения.
- Задания внутренней среде, являющиеся двусторонними документами между руководителем и структурными подразделениями внутренней среды.
- Внутренние идеи. Собственно, при реализации, любая внешняя идея обрастает множеством внутренних идей.
Модель руководителя включает:
- Три однотипных блока «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт», каждый из которых содержит модули «Анализ – Видение – Декомпозиция» которые изображены в виде линейно связанных модулей, однако это только схематически, реально их взаимодействие намного сложнее, оно итерационно и не поддается формализации.
- Систему независимого мониторинга (фактически, это способность руководителя выделять, видеть и слышать актуальную информацию, его интуиция). Система независимого мониторинга охватывает всю внешнюю среду (может выходить и за рамки государства), и всю внутреннюю среду (например, рядового работника на его рабочем месте).
Стратегия организации, являясь внешним двусторонним документом, имеет следующие компоненты:
- Цель;
- Миссия;
- Видение;
- Частные стратегические цели;
- Структура;
- Организационная культура;
- Программы и Проекты, ресурсы;
- Показатели деятельности;
Стратегия организации достаточно полно рассмотрена в работе [12], кратко остановимся только на двух ее элементах - структуре и организационной культуре.
Структура включает организационную схему, положения о структурных подразделениях, регламенты взаимодействия подразделений, должностные инструкции, организационно-штатную расстановку. Структура определяет формальную систему управления организацией.
Организационная культура – это разделяемые коллективом цели организации, ценности, нормы, а также обычаи, символы, легенды, и т.д. Причем это не формально изложенные положения, а социализированные, внутренние положения и установки членов организации.
Формальная система управления документально устанавливает методы достижения цели, поставленной перед организацией, однако формализовать можно далеко не все и далеко не всегда. Наиболее полно, например, может быть формализовано серийное производство, и такая формализация четко оправдана, но и здесь возможны нештатные (неформализуемые) ситуации, когда приходится искать возможные альтернативы и принимать решение по сложившейся ситуации. Но нахождение идей, разработка нового продукта, создание прототипа продукта – это уже моменты, когда формализация может быть проведена только в самых общих чертах.
Как раз управление в неформализуемых условиях и осуществляется, фактически, неформальной системой управления – организационной культурой. Организационная культура обеспечивает внешнюю адаптацию организации и ее внутреннюю интеграцию в условиях непредсказуемой внешней и внутренней среды, обеспечивает нахождение путей достижения целей организации в условиях, когда формализация невозможна. Она обеспечивает самоорганизацию, как во внешней, так и во внутренней среде.
Можно отметить, что формальная структура вовсе не гарантирует, что реальная деятельность организации будет строго ей соответствовать. В некоторых случаях отклонения довольно значительные. И можно сказать, что организационная культура включает в себя и интернализованную формальную структуру, и именно организационная культура и является реальной системой управления организации.
Каждый модуль анализа блоков «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» проводит анализ входных данных (договора, стратегии или идеи), анализ информации, поступающей от подчиненных подразделений внутренней среды, а также информацию от независимых систем мониторинга. Блок «Внутренне видение» формирует внутреннее видение, для формальной стратегии, например, – ту стратегию, которую реально будет проводить в жизнь руководитель организации. Эта стратегия всегда отлична от исходной: во-первых, она, как правило, шире и богаче исходной, во вторых она формируется на другом «языке» и не может, поэтому, строго соответствовать исходной, и в третьих, на нее накладываются личные цели руководителя. Блок «Декомпозиция» проводит декомпозицию стратегии руководителя на подразделения внутренней среды, определяет частные цели этих подразделений и стратегию достижения этих целей.
Учитывая, что блоки «Маркетинг», «Производство» и «Новый продукт» имеют одинаковую структуру, их можно условно объединить, при этом модель существенно упростится (Рис.5). Но, поскольку эти блоки моделируются, как правило, по отдельности, она может иметь широкое применение, и только при совместном моделировании блоков, необходимо пользоваться именно ей.
Рисунок 5. Упрощенная рекурсивная модель организации
В приведенной модели (Рис.5) функции интеграции возложены на блок «Анализ».
Ранее была приведена рекурсивная модель организации исходя из теории стратегического управления и модели экономического человека [13], данная модель, кроме этого, исходит и из теории систем и из жизненного цикла организации [11], она более логична и детальна, но принципиально не отличается от первой.
Упрощенная модель (Рис.5) очень близка к ранней модели [13], но в отличие от нее все функции руководителя сведены в один блок (три модуля). Исходная стратегия (договор, идея) вынесена в виде двустороннего формального документа, а выходная стратегия (декомпозиция входной) также вынесена в виде двустороннего (уже с подчиненными подразделениями) формального документа. При этом работа модели становится более прозрачной, поскольку внутреннее видение стратегии известно только руководителю, основой эффективности организации является формализация входной и выходной стратегий и их максимальное соответствие, которая в явном виде отсутствует в ранней модели [13].