О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Документация и культура

09.03.2016 Отметим предварительно, что разделение на внешние и внутренние цели достаточно условно. В основном принимается, что, для предприятия в целом, внутренние цели – это цели развития предприятия, внешние – развития внешней среды. Причем развитие предприятия и развитие внешней среды основано на взаимовыгодном обмене ресурсами [8] (при этом одна и та же цель с одной стороны является внутренней, а с другой – внешней). Внешние цели предприятия в основном являются средством достижения его внутренних целей. Внутренние цели являются средством достижения внешних. Данный вопрос был поставлен и освещен еще Адамом Смитом, остановимся на нем подробнее.

Такое согласование внутренних и внешних целей показал еще Адам Смит: «Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать, это» [10]. Он же показал и необходимое для этого требование: «Преследование личных целей при обычных обстоятельствах должно определяться скорее общими правилами нравственности, чем нашим пристрастием к самой цели; Общий интерес и, так сказать, общее благоразумие требуют при всяком состоянии общества, чтобы общественная сила была направлена к воспрепятствованию членам общества наносить друг другу вред. Общие правила для достижения этой цели составляют гражданские и уголовные законы каждой страны» [11].

В данном случае мы говорим о предприятии, включающем в себя структурные подразделения, которые состоят, в свою очередь из отдельных индивидов (все это социальные системы и подсистемы). При этом «в великом движении человеческого общества каждая отдельная часть целого двигается по свойственным ей законам, отличным от движения, сообщаемого ей законодателем» [11]. Необходимы «общие правила» и для предприятия в целом, и для его подразделений, и для его сотрудников – входящие в систему внутренней организационно-правовой документации, и формирование соответствующей ей организационной культуры.

Аналогично понятиям экономического и социального человека, введенным Адамом Смитом (который однако не использовал эти термины) можно сказать, что и предприятие, и его структурные подразделения, и, конечно, руководители и рядовые сотрудники, могут иметь экономическую и социальную ориентацию, таблица 2.

Таблица 2. Экономическая и социальная ориентация.

Экономическая ориентация Социальная ориентация
Цели Собственное развитие. Собственное развитие через развитие предприятия и общества если собственная выгода очевидна. Развитие общества, предприятия. Собственное развитие через развитие предприятия, общества если собственная выгода даже не очевидна.
Культура Нормы и принципы, позволяющие достигать свои собственные цели. Использование подразделения, предприятия и общества для достижения своих собственных целей. Нормы и принципы, принятые в коллективе, предприятии и обществе. Жертвование собственными целями ради развития предприятия и общества.

В таблице 2 приведены два крайних случая, реально любой человек, любое подразделение, любое предприятие, занимает определенное промежуточное положение между двумя этими полюсами, необходимо что бы оно было ближе к социальной ориентации. Отметим что социальная ориентация всех уровней предприятия возможна только тогда, когда и само предприятие социально направлено в обществе. Социальная ориентация коллектива начинается с общественно полезной цели предприятия и его социальных норм, с культуры его руководителя (собственника). И эта социальная ориентация не появляется в результате принятого кем-то решения, в начале деятельности предприятие зачастую берется за все, что приносит прибыль, когда подрастет, стремится к развитию и превосходству, а когда остепенится – находит свой смысл и стремится к нему (при этом смысл нельзя откуда-то взять, создать, разработать, - его можно только найти [12]). И это три основных стадии жизненного цикла организации. Однако далеко не все организации достигают высшей стадии [13].

«Удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли» это внешняя и соответствующая ей внутренняя цель. Фактически, для социально ориентированной организации – это одна единая цель, реализация которой удовлетворяет потребности и общества, и предприятия. И социально ориентированному предприятию невозможно пытаться получить прибыль без удовлетворения потребностей потребителя и наоборот: удовлетворять потребности потребителя без получения прибыли (предприятие просто разорится и не сможет удовлетворять потребности потребителя). Это ориентация на результат.

Однако для структурных подразделений ориентация на результат возможна только при децентрализации, при рыночных отношениях и внутри предприятия, что далеко не всегда возможно даже для подразделений верхних уровней иерархии. Там, где возможны дальние горизонты планирования и процессы не формализованы, там эффективнее ориентация на результат. Там же, где имеются ближние горизонты планирования и процессы достаточно формализованы – эффективнее ориентация на процесс (но, никак не на отчеты о выполнении планов и показателей!) [14].

И это все должно найти отражение в организационно-правовой документации предприятия.
3.Входы и выходы подразделения, результат подразделения <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5.Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.

15.10.2021 17:37  Игорь

Какой документ главнее политика или стратегия?

15.10.2021 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные политики предприятия, такие, например, как нормы и принципы деятельности, рынки, практически неизменны за время жизни предприятия и стратегии разрабатываются в рамках этих политик. Поэтому такие политики главнее стратегии. Однако при разработке стратегии разрабатываются и частные политики по достижению частных стратегических целей, и здесть первична уже стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022