О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.06.2021

Теоретические основы эффективного управления предприятием

«Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна».

Пафнутий Чебышёв

Любому предприятию необходимо обеспечение эффективности его деятельности, достижение тех целей, которые перед ним ставятся. И с минимальными издержками — с результатами, максимально превышающими издержки, обеспечивающими развитие предприятия. И это возможно только на основе теории управления предприятием — на основе теоретического менеджмента, следуя положениям которого предприятие и будет обеспечивать высокую эффективность. Теоретические основы управления заложили еще Уильям Петти (1623–1687), определивший доход от земли и доход от труда, Адам Смит (1723–1790), показавший разделение труда, поштучную и поденную оплату труда, Жан-Батист Сэй (1767–1832), показавший основную проблему капитализма — противоположность интересов труда и капитала, Фридрих Лист (1789–1846), показавший что основой нации являются производительные силы человека, Фредерик Бастиа (1801–1850), показавший два вида труда — при единстве интересов, и их противоположности, Анри Файоль (1841-1925),  показавший 5 функций и 14 принципов управления, Альфред Маршалл (1842–1924), показавший различные виды организации предприятия и структуру человеческого капитала, Макс Вебер (1864–1920) заложившем основы социологии предприятия, Френк Найт (1885–1972), показавший вопросы собственности персонала в предприятии и многие социальные вопросы. Честер Барнард (1886–1961), показавший механизмы функционирования предприятия как социальной системы, и многое другие классики.

В предисловии русского издательства к труду Честера Барнарда «Функции руководителя» (1938) отмечается: «Из этой книги выросли многие разделы современной теории управления. <...> И как это нередко бывает, первоисточник намного прозрачнее, понятнее и элегантнее последующих наворотов, нагроможденных многочисленными эпигонами». И многие положения Честера Барнарда еще не нашли отражения в нашей современной литературе по менеджменту.

Эффективное управление предприятием — это то, что должен обеспечивать менеджмент как наука. Однако в управлении решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту. А вопросы эффективности — это самая неразработанная и сложная составляющая управления [Толстых, Дударева, 2011]. А без обеспечения эффективности управление просто не имеет смысла.

На наш взгляд проблема всех теоретических основ управления предприятием заключается в отсутствии критерия управления — целевой функции, максимум которой должно обеспечить управление. Только такое управление будет эффективным.
Известно, что предприятие должно обеспечивать интересы всех заинтересованных лиц. Но целевая функция предприятия может учитывать интересы только собственника и коллектива предприятия. А этот интерес, эта целевая функция, — это повышение совокупного капитала собственника и коллектива. В наших статьях 2020-2021 годов мы показали, что производительные силы человека определяются предвидимым ростом его человеческого капитала - его прибыли от деятельности в предприятии как «приведенной ценностью всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Несколько ранее это отмечал и Чарльз Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил» [Барнард 2009: с. 59]. А приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками - это и есть прирост капитала человека от его деятельности в предприятии определяющий его производительные силы.

Фредерик Лист писал: «Благосостояние нации обусловливается не количеством богатств, <...>, а степенью развития производительных сил» [Лист, с. 131]. И «всякое развитие производительных сил <...> увеличивает ренту» [0, с. 194], а соответственно и эффективность предприятия. Фредерик разделял производительные силы человека и механические производительные силы — средства производства. Но это только ранее использованные производительные силы [Лист]. И Питер Друкер писал: «только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [Друкер, с. 252].
Второй аспект критерия производительных сил человека - это их ориентация на достижение целей предприятия. Здесь Фредерик Лист писал: «Фабрика будет работать тем успешнее, <…> чем более рабочие связаны между собой и чем более обеспечено содействие целому со стороны каждого отдельного лица» [Лист, с. 137]. Этот аспект при противоположности интересов труда и капитала  разрешается угрозой увольнения персонала: «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. А при их единстве он разрешается изначально, самим созданием этого единства: созданием кооперативного или партнерского предприятия.

В данной краткой статье мы изложили теоретические основы эффективного управления предприятием только в самом общем виде. Полное изложение основ управления предприятием рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов, базирующихся на наших 12-и летних практических консалтинговых проектах по повышению эффективности деятельности наших российских предприятий и параллельных теоретических исследованиях:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы   (68)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация   (623)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика   (188)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия   (229)
 

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Лист Ф. 2005. Национальная система политической экономии. М.: Европа.

Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Теоретические основы эффективного управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (55)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (229)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (188)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

27.07.2021 16:21   Антонина   Статья: Развитие организации

Главная цель развития современной компании, стратегия её достижения?


27.07.2021 19:58   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Развитие организации

Сама цель современной компании далеко не однозначна.
  • Собственник создает компания для достижения своих личных целей, а эти цели, как отмечают большинство теоретиков: и Макс Вебер, и Фрэнк Найт, и Карл Поланьи, и многие другие, не являются чисто экономическими.
  • Компания как элемент рынка, имеет своей целью максимальную прибыль обеспечивающую ее устойчивое положение на рынке, желательно доминирующее.
  • Компания как социальная система - обеспечение максимального человеческого капитала (всех его составляющих, как внешних, так и внутренних) ее членов.

Поэтому главная цель развития компании не может иметь однозначной формулировки. В принципе необходимы все три отмеченные цели. А оптимальный баланс этих целей и будет главной целью компании.

Желательно, чтобы это был не компромисс противоположных целей труда и капитала (что имеет место в большинстве современных компаний), а их единство. На наш взгляд главная цель развития компании - это обеспечение такого развития, при котором будет обеспечиваться единство отмеченных целей. Тогда компания будет иметь максимальные результаты и для собственника, и для коллектива, и обеспечит рыночное превосходство.

Что касается стратегии достижения главной цели компании, то необходимо определить принципы ее достижения и программу действий по достижению этой цели.



Наши новые статьи

28.07.2021 Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов
В статье приведены и обоснованы основные принципы разработки эффективной организационной документации. ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021