О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.06.2021

Теоретические основы эффективного управления предприятием

«Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна».

Пафнутий Чебышёв

Любому предприятию необходимо обеспечение эффективности его деятельности, достижение тех целей, которые перед ним ставятся. И с минимальными издержками — с результатами, максимально превышающими издержки, обеспечивающими развитие предприятия. И это возможно только на основе теории управления предприятием — на основе теоретического менеджмента, следуя положениям которого предприятие и будет обеспечивать высокую эффективность. Теоретические основы управления заложили еще Уильям Петти (1623–1687), определивший доход от земли и доход от труда, Адам Смит (1723–1790), показавший разделение труда, поштучную и поденную оплату труда, Жан-Батист Сэй (1767–1832), показавший основную проблему капитализма — противоположность интересов труда и капитала, Фридрих Лист (1789–1846), показавший что основой нации являются производительные силы человека, Фредерик Бастиа (1801–1850), показавший два вида труда — при единстве интересов, и их противоположности, Анри Файоль (1841-1925),  показавший 5 функций и 14 принципов управления, Альфред Маршалл (1842–1924), показавший различные виды организации предприятия и структуру человеческого капитала, Макс Вебер (1864–1920) заложившем основы социологии предприятия, Френк Найт (1885–1972), показавший вопросы собственности персонала в предприятии и многие социальные вопросы. Честер Барнард (1886–1961), показавший механизмы функционирования предприятия как социальной системы, и многое другие классики.

В предисловии русского издательства к труду Честера Барнарда «Функции руководителя» (1938) отмечается: «Из этой книги выросли многие разделы современной теории управления. <...> И как это нередко бывает, первоисточник намного прозрачнее, понятнее и элегантнее последующих наворотов, нагроможденных многочисленными эпигонами». И многие положения Честера Барнарда еще не нашли отражения в нашей современной литературе по менеджменту.

Эффективное управление предприятием — это то, что должен обеспечивать менеджмент как наука. Однако в управлении решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту. А вопросы эффективности — это самая неразработанная и сложная составляющая управления [Толстых, Дударева, 2011]. А без обеспечения эффективности управление просто не имеет смысла.

На наш взгляд проблема всех теоретических основ управления предприятием заключается в отсутствии критерия управления — целевой функции, максимум которой должно обеспечить управление. Только такое управление будет эффективным.
Известно, что предприятие должно обеспечивать интересы всех заинтересованных лиц. Но целевая функция предприятия может учитывать интересы только собственника и коллектива предприятия. А этот интерес, эта целевая функция, — это повышение совокупного капитала собственника и коллектива. В наших статьях 2020-2021 годов мы показали, что производительные силы человека определяются предвидимым ростом его человеческого капитала - его прибыли от деятельности в предприятии как «приведенной ценностью всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Несколько ранее это отмечал и Чарльз Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил» [Барнард 2009: с. 59]. А приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками - это и есть прирост капитала человека от его деятельности в предприятии определяющий его производительные силы.

Фредерик Лист писал: «Благосостояние нации обусловливается не количеством богатств, <...>, а степенью развития производительных сил» [Лист, с. 131]. И «всякое развитие производительных сил <...> увеличивает ренту» [0, с. 194], а соответственно и эффективность предприятия. Фредерик разделял производительные силы человека и механические производительные силы — средства производства. Но это только ранее использованные производительные силы [Лист]. И Питер Друкер писал: «только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [Друкер, с. 252].
Второй аспект критерия производительных сил человека - это их ориентация на достижение целей предприятия. Здесь Фредерик Лист писал: «Фабрика будет работать тем успешнее, <…> чем более рабочие связаны между собой и чем более обеспечено содействие целому со стороны каждого отдельного лица» [Лист, с. 137]. Этот аспект при противоположности интересов труда и капитала  разрешается угрозой увольнения персонала: «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. А при их единстве он разрешается изначально, самим созданием этого единства: созданием кооперативного или партнерского предприятия.

В данной краткой статье мы изложили теоретические основы эффективного управления предприятием только в самом общем виде. Полное изложение основ управления предприятием рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов, базирующихся на наших 12-и летних практических консалтинговых проектах по повышению эффективности деятельности наших российских предприятий и параллельных теоретических исследованиях:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020). (78)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021). (646)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021). (232)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021). (266)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021). (194)
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021). (163)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (октябрь 2021). (106)

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Лист Ф. 2005. Национальная система политической экономии. М.: Европа.

Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Теоретические основы эффективного управления предприятием"

01.10.2021 20:44  Нина К.

В чем суть управленческой проблемы в менеджменте?

01.10.2021 22:05  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Макс Вебер отмечал:
Цитата:
«Любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов. … решающая роль индивидуального интереса неизменна». А хозяйственное действие, чисто идеологически ориентированное на чужие интересы, как показывает опыт, невозможно [Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. T. I. Социология, с. 248].
И суть управленческой проблемы в том, что если человек действует исходя из своих собственных интересов, «управление» и не требуется. «Управление» требуется для того, чтобы вынудить человека действовать в чужих интересах (интересах собственника предприятия) — а это вызывает его сопротивление и противодействие «управлению».




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Теоретические основы эффективного управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021