Теоретические основы эффективного управления предприятием
«Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна».
Пафнутий Чебышёв
Любому предприятию необходимо обеспечение эффективности его деятельности, достижение тех целей, которые перед ним ставятся. И с минимальными издержками — с результатами, максимально превышающими издержки, обеспечивающими развитие предприятия. И это возможно только на основе теории управления предприятием — на основе теоретического менеджмента, следуя положениям которого предприятие и будет обеспечивать высокую эффективность. Теоретические основы управления заложили еще Уильям Петти (1623–1687), определивший доход от земли и доход от труда, Адам Смит (1723–1790), показавший разделение труда, поштучную и поденную оплату труда, Жан-Батист Сэй (1767–1832), показавший основную проблему капитализма — противоположность интересов труда и капитала, Фридрих Лист (1789–1846), показавший что основой нации являются производительные силы человека, Фредерик Бастиа (1801–1850), показавший два вида труда — при единстве интересов, и их противоположности, Анри Файоль (1841-1925), показавший 5 функций и 14 принципов управления, Альфред Маршалл (1842–1924), показавший различные виды организации предприятия и структуру человеческого капитала, Макс Вебер (1864–1920) заложившем основы социологии предприятия, Френк Найт (1885–1972), показавший вопросы собственности персонала в предприятии и многие социальные вопросы. Честер Барнард (1886–1961), показавший механизмы функционирования предприятия как социальной системы, и многое другие классики.
В предисловии русского издательства к труду Честера Барнарда «Функции руководителя» (1938) отмечается: «Из этой книги выросли многие разделы современной теории управления. <...> И как это нередко бывает, первоисточник намного прозрачнее, понятнее и элегантнее последующих наворотов, нагроможденных многочисленными эпигонами». И многие положения Честера Барнарда еще не нашли отражения в нашей современной литературе по менеджменту.
Эффективное управление предприятием — это то, что должен обеспечивать менеджмент как наука. Однако в управлении решающая роль все еще отводится субъективным суждениям, интуиции, опыту. А вопросы эффективности — это самая неразработанная и сложная составляющая управления [Толстых, Дударева, 2011]. А без обеспечения эффективности управление просто не имеет смысла.
На наш взгляд проблема всех теоретических основ управления предприятием заключается в отсутствии критерия управления — целевой функции, максимум которой должно обеспечить управление. Только такое управление будет эффективным.
Известно, что предприятие должно обеспечивать интересы всех заинтересованных лиц. Но целевая функция предприятия может учитывать интересы только собственника и коллектива предприятия. А этот интерес, эта целевая функция, — это повышение совокупного капитала собственника и коллектива. В наших статьях 2020-2021 годов мы показали, что производительные силы человека определяются предвидимым ростом его человеческого капитала - его прибыли от деятельности в предприятии как «приведенной ценностью всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Несколько ранее это отмечал и Чарльз Барнард: «Если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему – с точки зрения его потребностей – больше, чем он вложил» [Барнард 2009: с. 59]. А приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками - это и есть прирост капитала человека от его деятельности в предприятии определяющий его производительные силы.
Фредерик Лист писал: «Благосостояние нации обусловливается не количеством богатств, <...>, а степенью развития производительных сил» [Лист, с. 131]. И «всякое развитие производительных сил <...> увеличивает ренту» [0, с. 194], а соответственно и эффективность предприятия. Фредерик разделял производительные силы человека и механические производительные силы — средства производства. Но это только ранее использованные производительные силы [Лист]. И Питер Друкер писал: «только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов» [Друкер, с. 252].
Второй аспект критерия производительных сил человека - это их ориентация на достижение целей предприятия. Здесь Фредерик Лист писал: «Фабрика будет работать тем успешнее, <…> чем более рабочие связаны между собой и чем более обеспечено содействие целому со стороны каждого отдельного лица» [Лист, с. 137]. Этот аспект при противоположности интересов труда и капитала разрешается угрозой увольнения персонала: «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. А при их единстве он разрешается изначально, самим созданием этого единства: созданием кооперативного или партнерского предприятия.
В данной краткой статье мы изложили теоретические основы эффективного управления предприятием только в самом общем виде. Полное изложение основ управления предприятием рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов, базирующихся на наших 12-и летних практических консалтинговых проектах по повышению эффективности деятельности наших российских предприятий и параллельных теоретических исследованиях:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (597).
Список литературы
Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.
Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.
Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.
Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.
Лист Ф. 2005. Национальная система политической экономии. М.: Европа.
Толстых Т.О., Дударева О.В. Критерии и методы оценки эффективности деятельности предприятия. 2011. Том 7. №11-3. С.98 -102
__________________
Версия для печати