Дерево целей организации - современный менеджмент
Современный менеджмент имеет два основных направления [1]:
- Постановка целей и достижение необходимых социально-экономических результатов организации исходя из имеющегося потенциала организации, без изменения ее парадигмы.
- Повышение потенциала организации, перевод ее на новый уровень развития, обеспечивающий постановку и достижение более высоких максимально возможных целей за счет смены парадигмы организации и проведения соответствующих изменений.
Классическое дерево целей, описываемое во всей литературе, соответствует первому направлению менеджмента. Оно позволяет проводить декомпозицию только предметных целей имеющих иерархическую структуру. Даже если поставлена цель повышения прибыли на 2% ежегодно (планирование «от достигнутого»), то никак невозможно однозначно сказать, какие цели необходимо поставить для достижения этих 2% – возможны самые разные варианты. Однако, поскольку необходимый прирост невелик, то не столь важно, как он будет достигнут. Он достигается постепенными улучшениями по ходу деятельности: кайдзен, 7 шагов качества, и т.д. Без всякой стратегии, без разработки соответствующих программ.
Второе направление, предполагающее повышение результатов организации порядка 2-3-х раз и даже более, просто так, «по ходу», уже не разрешить. Необходимо четко определить, запланировать и провести определенные изменения. Но какие, и как, менеджмент не говорит.
Ицхак Адизес писал: «Если организация может непрерывно изменяться запланированным и контролируемым образом, поддерживая свое единство, несмотря на происходящие изменения, то она никогда не умрет. Ее бизнес изменится, но организация как таковая сможет жить вечно» [2]. Однако, «беда в том, что при всем обилии ... статей по управлению изменением, ничто из них не помогает понять, как и что нужно менять» [3], и это было написано совсем недавно, в 2010 году.
Здесь необходим совершенно другой подход к проблеме. Здесь первоочередным является подход на базе видений организации «как есть» и «как должно быть». Анализируя их уже можно выявить конкретные предметные изменения, которые необходимо провести в организации. Только это не имеет никакого отношения к классическому дереву целей. Только тогда, когда изменения будут выявлены, можно и проводить дальнейшую декомпозицию.
Однако, здесь имеются две проблемы. Во-первых, видение – это ничем не ограниченный объем разнородной неструктурированной информации и практически можно использовать только какие-то выборки видения. Во-вторых, сколько специалистов, столько и будет построено видений. Столько будет и различных выборок из них. Этот процесс полностью субъективен.
Обе проблемы решаются введением необходимой и достаточной системы ключевых положений организации, полностью характеризующей ее. И такая парадигма нами разработана. Это парадигма СТОО, которая имеет единую структуру для всех организаций, включающие ключевые положения Социально-Трудовых Отношений организации и положения ее формальной и неформальной Организаций – формальных положений и регламентов деятельности и организационной культуры ее коллектива.
При этом, собственно и как при использовании «видений», основой дерева целей является не главная цель организации, а система целей изменений, уже исходя из которых и ведется построение целей, вначале производных, по отдельным изменениям, а уже затем идет композиция главной цели. Таким образом, второе направление менеджмента уже не имеет такого стройного дерева, как в первом направлении, даже ничего похожего на «дерево».
Список литературы
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика // Проблемы экономики и менеджмента №1, 2017.
- Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. М.: Питер. 2007 . - 416 с.
- Царенко А. С. В поисках рецепта эффективных организационных изменений. М.: OOO «ИПЦ Маска», 2010. - 204 с., (с. 12)].
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента, № 12, 2016.